Клерки

Этот ультра-малобюджетный (снят всего за $27 тыс., а общий бюджет после стадии postproduction составил лишь $230 тыс.) чёрно-белый фильм, который поставлен будто бы любителем, попал после награждения на фестивале «Санданс» в программу «Неделя критики» на престижном Каннском смотре, где получил два приза, и вдобавок ко всему отлично (для такой дешёвой по затраченным средствам ленты) прошёл в прокате США. А главное — на самом деле очень талантлив, хотя режиссёр (кстати, появившийся в характерной роли Молчаливого Боба) был совсем молод: ему тогда исполнилось только 24 года. Сравнение с «Криминальным чтивом», одним из хитов сезона 1994 года как у зрителей, так и у критиков, напрашивалось само собой. Тем более что эти картины, соседствуя в разных программах Канна, знаменовали приход в кино нового поколения авторов, взращенных отнюдь не в синематеках, а в видеотеках.Правда, сам Смит относится к одному из заполошных и бестолковых героев, продавцу в мелкой видеотеке где-то на городских задворках, не просто с иронией, а с сарказмом, поскольку этот очень узнаваемый тип работает спустя рукава и знает кино лишь по названиям ходовых порнофильмов. Да и его дружок из магазинчика напротив тоже не прочь, закрыв лавчонку, вместе погонять на крыше в хоккей на роликах или же долго выяснять отношения со своими прежними и нынешними любовницами. А разговоры и некоторые поступки персонажей вообще могут показаться грубыми, даже возмутительными.И всё же в бесхитростной, раскованной, чрезвычайно естественной манере нет ни грана эпатажа и творческой безалаберности. Кевин Смит свидетельствует как хроникёр о близкой себе субкультуре, но своего рода «Последний час работы видеотеки» (если так, по аналогии с «Последним киносеансом» Питера Богдановича, назвать «Продавцов» — кстати, распространённый буквальный перевод «Клерки» явно не соответствует содержанию) вместе с тем оказывается ещё одной иронической притчей о «поколении Х» 90-х годов. А вот его можно было бы определить, например, так: «дети видео, рэпа и пива в банках» — в отличие от годаровских «детей Маркса и Кока-Колы» в ленте «Мужское-женское» о «бунтарях 60-х».Картина Смита сразу же стала культовой, а двое второплановых персонажей — Джей и Молчаливый Боб — кочевали у него в дальнейшем из фильма в фильм. Кроме того, в 2000 году был создан телесериал «Продавцы», год спустя появилась пародийная работа «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар», а уже в 2006-м сделано непосредственное продолжение «Продавцы II», которое рассказывало о судьбе прежних героев через 13 лет.1995/2007


Поиск по названию