Впритык / Due Date

Комедия "Впритык" (Due Date)
Режиссер - Тод Филлипс. В ролях - Роберт Дауни-младший, Зак Галифианакис, Мишель Монахан, Джейми Фокс, Джульетт Льюис, Дэнни Макбрайд, Мэтт Уолш, Броди Стивенс. США. 2010. 95 мин. Бюджет: $65 млн. Сборы по миру: $212 млн. Рейтинг на IMDB: 6,6.

Самолет был. Машина была. А где поезд?
Киноманская шутка кота Бублика

Успешный архитектор Питер (Роберт Дауни-младший) летит из Атланты в Лос-Анджелес, где его жена Сара (Мишель Монахан) вот-вот родит их первенца. Перед входом в аэропорт он сталкивается с нелепым человечком по имени Итан Трамбле (Зак Галифианакис), с которым потом оказывается соседом в первом классе самолета - собственно, Итан в первый класс попал совершенно случайно. Пассажиров просят выключить все электронные приборы, но Питер продолжает писать SMS своей жене. Итан нервничает и просит Питера вырубить гаджет, потому что только террористы не выключают электронные устройства, чтобы те могли дать команду взорвать бомбу. 

Разумеется, все эти разговоры, да еще и на повышенных тонах, привлекают внимание сотрудников службы безопасности, Питера и Итана снимают с рейса и вносят их в черный список. Теперь единственный вариант для Питера попасть на роды жены - мчаться через всю Америку на автомобиле. Однако его сумка с бумажником, в котором находятся права и карточки, осталась в самолете, так что Питер в безвыходной ситуации. 

Итан, у которого бумажник на месте, предлагает его выручить - подбросить до Лос-Анджелеса. Итан уже арендовал удобную машинку, в которой расположился его любимый белый французский бульдог, и ему скучно ехать одному. Питер вовсе не желает проделать такой путь с человеком, доставившим ему серьезные неприятности, но у него нет другого выхода. И Питер не подозревает - хотя, возможно, догадывается, - что все его неприятности только начинаются. Потому что в компании такого разрушительного смерча, как Итан, ни в чем нельзя быть уверенным. 

***

Тод Филлипс - режиссер, специализирующийся на традиционных комедиях. Начинал он с "Дорожного приключения" - обычной, но забавной молодежной комедьки. После этого он снял довольно удачный, на мой взгляд, полнометражный вариант известного сериала "Старски и Хатч", в котором оттягивались Бен Стиллер и Оуэн Уилсон. Сцена танца персонажа Стиллера в этом фильме - просто шедевр!

Далее Филлипс полез в какие-то несвойственные ему дебри, выпустив очень невнятную комедию "Школа негодяев". Сюжет там был очень своеобразный, нормально распорядиться им Филлипс толком не смог, а последнюю треть фильма так просто угробил, поэтому неудивительно, что фильм с треском провалился в прокате. 

Но Филлипс, судя по всему, сделал из этого определенные выводы, потому что следующей его картиной стал "Мальчишник в Вегасе" (в оригинале название звучит как "Похмелье"), который тоже являлся более или менее традиционной и не особо выдающейся комедькой, однако вот он сорвал крышу у зрителей (рейтинг 7,9 для такого фильма - это что-то за гранью), а главное - собрал совершенно невероятную кассу: почти полмиллиарда сборов при бюджете в $35 миллионов без наличия хоть одной звезды в кадре. 

После этого Филлипс понял, что нашел золотую жилу. Ну, точнее, понял, что открытую золотую жилу под названием "традиционная комедия и никаких тебе дурацких экспериментов" надо разрабатывать, разрабатывать и разрабатывать. 

В "Похмелье" было немало забавных ситуаций и гэгов, но реально классный персонаж был только один - фриковатый шурин главного героя, которого звали Алан. Именно Алан стал главным источником и составной частью всех приключений участников поездки в Вегас, он также больше всего оттягивал на себя зрительское внимание, играясь с малышом и придуриваясь по полной программе. 

Алана в том фильме сыграл Зак Галифианакис (я уважаю этого парня за то, что он не прогнулся и не стал брать себе псевдоним Трамбле, Чейс или Теркельтон), и его актерская звезда стала мгновенно разгораться.

Разумеется, Филлипс не мог пройти мимо этого золотого самородка (мы возвращаемся к аналогии с золотой жилой), и было понятно, что по крайней мере в одном из следующих фильмов Филлипс даст Заку главную роль. Он ему ее и дал - в фильме "Впритык". 

Вообще, канва сюжета этого "Впритыка" (оригинальное название переводится как "Предполагаемая дата рождения ребенка") до боли похожа на очень популярную в России во времена видеобума комедию "Самолетом, поездом, машиной", в которой успешный менеджер (Стив Мартин) в силу обстоятельств путешествовал через всю Америку в компании с доводящим его до белого каления фриком-коммивояжером (Джон Кенди). 

Впрочем, "Впритык" - это совсем не ремейк. Тут явно другие персонажи (коммивояжеру очень далеко до этого фрика из фриков Итана), да и ситуации, в которых оказываются главные герои, совершенно иные. 

Чисто сценарно и постановочно картина на восемьдесят процентов держится на Заке Галифианакисе - так оно задумывалось, так оно и было реализовано. И это вполне естественно: Заку только дай развернуться, и он развернется. 

Нельзя не заметить, что персонаж Галифианакиса из этого фильма во многом совпадает с долбанутым Аланом из "Похмелья". Однако если там он играет эпизодическую роль катализатора дезинтеграционных процессов, то тут Итан является цементом всей картины. Похоже, что Филлипс многие сцены снимал по принципу "Зак сам знает, как там зажечь", и Зак зажигает. 

Человечек действительно получился очень смешной: нелепый и временами трогательный великовозрастный детина, так и не вышедший из детского возраста, который может довести до сердечного приступа любого взрослого человека, оказавшегося в радиусе пяти метров от Итана. 

У персонажа Зака совершенно демонический походняк, который даже затмевает знаменитую девчачью походку Доктора Зло, да простят мне такое кощунственное сравнение. Итан временами совершает совершенно дикие поступки, трогательно любит своего песика, а уж что он там вытворяет с банкой из-под кофе (привет "Большому Лебовскому") - это что-то с чем-то. 

У Роберта Дауни-младшего здесь достаточно странная роль: он играет на подтанцовках у Галифианакиса. Причем играет совершенно сознательно - аккуратно, грамотно и не выпячивая себя ни на грамм подает Заку мяч, и тот лихим пинком загоняет его в ворота зрительского внимания. 

С чего вдруг Дауни-младший, будучи очень мощным актером, согласился перейти во вторую лигу - не очень понятно. Также не очень понятна трактовка его персонажа в данном фильме. Например, в том же "Самолетом, поездом, машиной" было все гармонично: Мартин, в ответ на факапы персонажа Кенди, комиковал вовсю, так что парочка получалась вполне гармоничная. В данном же случае наблюдается явный перекос: Дауни-младший играет очень сдержанно, как будто речь идет чуть ли не о драме, и все лавры достаются Галифианакису. 

На мой взгляд, Питера должен был играть, например, Джим Кэрри - вот тогда парочка получилась бы очень гармоничной. 

Я не хочу сказать, что Дауни-младший сыграл плохо, - нет, сыграл вполне нормально. Но был все время на втором плане, а это странно смотрелось для актера такого уровня. Ну и чисто сценарно его переход от крайнего раздражения поведением Итана к состоянию "какой ты классный, хотя и придурочный парень", на мой взгляд, сделан очень топорно. То ли так и было задумано, то ли при монтаже что-то выкинули...

Тод Филлипс хорошо знает, какие ингредиенты требуются для приготовления современной голливудской комедии. Впрочем, без сортирного юмора ему тут, непонятно почему, удалось обойтись, но зато зрителей ждут живительная мастурбация в автомобиле и довольно кощунственные кунштюки с прахом отца Итана. Хотя с прахом покойников уже столько раз извращались в куче картин, что это все вполне переживаемо. Кроме того, действительно смешно. 

В картине немало забавных эпизодов, хотя от хохота со стула вы ни разу не упадете - не тот вариант. (Я с некоторым удивлением прочитал пару отзывов, в которых зрители писали, что хохотались на этом фильме со страшной силой просто непрерывно, - они счастливые люди.)

Джульетт Льюис появилась тут в роли наркодилерши, толкающей траву. И этот эпизод был один из самых прикольных, особенно демонстрация Итаном своих актерских способностей. (Он по сюжету - начинающий актер.)

Джейми Фокс сыграл небольшую роль старого друга семьи Питера. Но как-то ничем не запомнился. 

В общем и целом комедия получилась приличная, посмотреть ее, на мой взгляд, вполне можно. Никак не шедевр, явно слабее "Похмелья", однако Галифианакис зажигает вовсю, Дауни-младший самоотверженно подает ему мячи, некоторые эпизоды очень даже забавные, ну и в результате фильмец на четверочку с минусом, что по нынешним временам - уже хорошо. 

***


Поиск по названию