Европа

Это третья часть так называемой «трилогии Е» датского режиссёра Ларса фон Трира, которая, в свою очередь, заканчивает первый (иносказательно-изощрённый, усложнённый по художественным образам) период творчества одного из ключевых авторов европейского да и мирового кино последних двадцати лет. Мучительные переживания о судьбе послевоенной Европы, между прочим, начавшиеся для Трира ещё в раннем среднеметражном фильме «Картины освобождения» (1982), приобретают в «Европе» форму навязчивого гипнотического сна, в который вводит зрителей невидимый манипулятор-повествователь, дающий, словно опытный психиатр, ритмически выдержанный отсчёт за кадром.И в том странном и одновременно стройном (в смысле — изысканно выстроенном) мире, что предстаёт перед глазами заезжего американца Леопольда Кесслера (он будто объединил в себе черты нескольких кафкианских героев и джойсовского Леопольда Блума), который номинально является специалистом по железным дорогам, словно намеренно перемешаны иллюзии человеческого сознания и грёзы чёрно-белого кинематографа. А оттуда можно вырваться лишь усилием авторской воли, которая способна избавить, подобно психоаналитическому сеансу, от загнанных глубоко внутрь непрояснённых комплексов и нереализованных маний.Не случайно, что и сам постановщик, к тому же сильно расстроившись из-за итогов Каннского фестиваля, где он явно рассчитывал получить главную премию, решил резко измениться после «Европы», также преодолев многие прежние кинематографические влияния — от Карла Теодора Дрейера (минуя Андрея Тарковского) до Райнера Вернера Фассбиндера. И в последующий этап собственного развития Ларс фон Трир не только ушёл прочь от интеллектуально-эстетского кинематографа и насыщенного, тягучего, обволакивающего метафоризма (разве что сделал исключение для мистически-фантасмагорического телесериала «Королевство»), но и вообще поставил под сомнение в манифесте «Догма» идею существования автора и необходимости его самовыражения в искусстве. Хотя это больше походило на очередную мистификацию-провокацию творца, которому безумно нравятся эксперименты, когда можно манипулировать всеми: зрителями, критиками да и самим собой в придачу.2000/2006


Поиск по названию