Дыра

Сравнение тайваньской «Дыры» со снятой почти одновременно итальянской картиной «Пленённые» напрашивается само собой, тем более что Бернардо Бертолуччи упоминал Цай Минляна в числе современных режиссёров, привлекающих его внимание. Но если фильм «Пленённые», несмотря на условность и символичность истории возникновения отношений между двумя совершенно разными людьми, практически замкнутыми в одном пространстве, изобретательно проработан по деталям и наполнен всевозможными нюансами, то «Дыра» кажется интересно придуманной, однако лишённой плоти и крови, даже безжизненной работой.Ссылка на то, что действие этой ленты 1998 года происходит в недалёком будущем, за 7 дней до 2000 года, в мрачной обстановке непрекращающегося дождя, перебоев с питьевой водой, проблем с уборкой мусора, постоянных протечек в доме и вдобавок распространения некоего губительного вируса, мало оправдывает отсутствие в картине хоть каких-то индивидуальных характеристик героев и необходимых человеческих подробностей. Не считать же таковыми излишне афишируемые отправления физических надобностей. Неспособность персонажей к непосредственному общению друг с другом была бы более понятна и объяснима, если бы они действительно не встречались или же избегали контактов за пределами своих квартир на разных этажах, между которыми однажды возникла дыра в поле-потолке. Но, к сожалению, многое в «Дыре» остаётся назывным, декларативно заявленным, сразу апеллирующим к иносказанию.Как ни странно, абсолютно искусственные и нарочито поставленные музыкально-танцевальные номера, которые призваны как бы иллюстрировать призрачные фантазии героев (использованы песни в исполнении популярной китайской певицы 50-х годов Грейс Чан — ей есть специальное посвящение в финале), представляются куда более живыми, эмоциональными, волнующими, вызывающими улыбку. А вот по отношению к двум соседям, ставшим невольными соучастниками экзистенциальной притчи о дыре, нет, прежде всего, зрительского желания проявить к ним какое-либо чувство. Оценивать же только с точки зрения критиков оригинальный, но просчитанный замысел постановщика, тоже нет особого желания. «Дыра» как будто заряжает нас равнодушием и склонностью к некоммуникабельности. И если именно это преследовал Цай Минлян…1999


Поиск по названию