Дилетанты

Не случайно, что свою четвёртую ленту для кино Хэл Хартли, 35-летний режиссёр из Нью-Йорка, снял, в основном, на французские деньги, а парижская актриса Изабель Юппер сама обратилась с письмом к Хартли, желая непременно сняться в любом его фильме. Предыдущие работы этого постановщика — «Доверься», «Невероятная правда» и «Простые люди» — участвовали в различных программах Каннского фестиваля. Подобная же почётная участь выпала и на долю «Любителя», который демонстрировался на «Двухнедельнике режиссёров» в Канне-94, где победил Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом». Забавное совпадение: одна из фирм, по всей видимости, созданных специально для съёмок «Любителя», называлась True Fiction. Таким образом, ещё один американский режиссёр выступил с собственной версией «настоящей фикции», тоже заставив своих героев поневоле ввязаться в гангстерские дела. Но вместо загадочного чемоданчика фигурируют не менее таинственные diskettes (автор играет со словами, удивляясь вместе с персонажами, что компьютерные дискеты почему-то не круглые и гибкие, подобно дискам-грампластинкам).В «Любителе» при желании можно увидеть даже пародийные моменты по отношению к «Бешеным псам» Квентина Тарантино или к сюжету об изнасилованной монахине в «Плохом лейтенанте» Абела Феррары (кстати, премьеры этих картин состоялись в Канне-92 параллельно с показом «Простых людей» Хэла Хартли). Но всё-таки Хартли снимает в сознательно приглушённой манере, словно в заторможенном ритме или в состоянии амнезии, старательно подражая своим будто бы нереальным или находящимся в полной прострации героям. Бывшая монашенка желает стать нимфоманкой и автором порнороманов, а юная звезда порнокино, наоборот, мечтает о чистой любви и пытается избавиться от дурного влияния мафиози и своего сутенёра. Наконец, этот «профессионал», превратившийся в «любителя» после того, как был выкинут любовницей из окна, внешне вообще не изменившись, оказывается уже совсем другим человеком. Конечно, в ленте есть и демонстративно комические сцены, однако лучший комедийный эффект возникает благодаря незаметному смещению, переворачиванию реальности, в результате чего любая фикция покажется подлинной.1995


Поиск по названию