Джерри Магуайер

39-летний сценарист и режиссёр Кэмерон Кроу (на его счету до того момента были лишь малобюджетные и известные в узком кругу молодёжные ленты «Беспечные времена в колледже Риджмонт», «Бурная жизнь», «Скажи что-нибудь…», «Холостые и неженатые») первоначально предлагал заглавную роль в «Джерри Магуайре» дважды лауреату «Оскара» Тому Хэнксу. Тот отказался, вероятно, не поверив, что трагикомическая (с элементами сатиры и мелодрамы) история спортивного агента может заинтересовать широкую американскую публику.Тем не менее, фильм собрал $153,95 млн. только в США, а Том Круз поставил голливудский рекорд — каждая из его пяти картин в середине 90-х годов преодолевала престижную стомиллионную отметку. Этот актёр впервые в своей звёздной кинобиографии получил премию «Золотой глобус» за роль в «Джерри Магуайре» и повторно стал соискателем «Оскара». Однако данный приз Киноакадемии достался лишь Кьюбе Гудингу-младшему, который с блеском исполнил роль второго плана — жаждущего славы и денег Рода Тидуэлла, чернокожего игрока в американский футбол (его фраза «Покажи мне деньги» в миг стала пословицей). А отсутствие всех очаровавшей Рене Зеллвегер даже среди номинанток один из её многочисленных фанатов в Интернете назвал самым большим преступлением за всю историю вручения «Оскаров».Молодёжь Америки, с восторгом принявшая «Джерри Магуайр», на самом-то деле, могла бы предъявить претензии членам Киноакадемии, которые принадлежат, в основном, к среднему и даже к старшему поколению. И они, видимо, не очень-то поняли посыл этого ключевого произведения, которое адресовано яппи и пришедшему затем на смену новому «поколению Х» — тем, кто подобно Гудингу и Зеллвегер, родились на рубеже 60—70-х годов. А ведь действительно нельзя было не оценить по достоинству симпатичную и порой трогательную ленту, несмотря на наличие в ней иронических и более язвительных мотивов в описании нравов современного общества США в самом конце XX века.Ранее преуспевавший яппи, молодой менеджер Джерри Магуйар, чуть ли не по собственной инициативе мгновенно потерял всё: работу, деньги, невесту, личный покой — тем не менее, как в сказке, вернул себе это с лихвой. Причём его новая подруга Дороти, застенчивая и доверчивая мать-одиночка, единственная из тех, кто не бросил героя в трудную минуту, стала преданной женой, оказавшись неизмеримо лучше прежней, обычной «очаровательной хищницы».Американские критики любят определять суть только появляющихся фильмов при помощи других популярных названий. В этом плане «Джерри Магуайр» — будто сочетание «Форреста Гампа» (ведь не случайно, что претендентом на роль Магуайра был Хэнкс, воплотивший почти уже нарицательный образ Гампа) и «Красотки». Картина Кэмерона Кроу — это трагикомическая сказка, одновременно наследующая оптимистически-сатирическим комедиям Фрэнка Капры, снятым в 30-е годы. Человек, который добился всего и уже находится на вершине «просперити» (кстати, и курс Рузвельта в довоенной Америке был рассчитан как раз на то, чтобы от Великой депрессии сразу перейти к преуспеванию), не должен успокаиваться на достигнутом, бездумно почивать на лаврах, страдая лишь от комплекса пресыщения, так называемой консумофобии, то есть страха чрезмерного потребления всего и вся. По-русски выражаясь, Америка заелась, обожралась, устала от собственного же благополучия. Именно «гампизм» стал как бы парадоксальной формой выражения бегства от действительности — назад в семью, к истокам «новой душевности», к некоему полублаженному состоянию отрешённости от суетливого бытия.И «Джерри Магуайр» (знаменательно, что вновь имя и фамилия персонажа вынесены в заглавие) не только развил подспудную тему «Форреста Гампа», но и предложил более приемлемую для миллионов бизнесменов, чиновников, служащих Америки программу жизни хотя бы на ближайшее десятилетие. Чтобы можно было с честью и достоинством войти в XXI столетие, а главное — в третье тысячелетие нашей эры. Характерно, что герой Тома Круза, решивший остановиться и задуматься над тем, что же он делает и как живёт, несколько раз не без упорства повторяет, что в порыве озарения сочинил не просто меморандум, а программное заявление, словно личный катехизис, свой «моральный кодекс строителя посткапитализма».Также значимо, что душой и сердцем, а не одним только скептическим умом, как коллеги Джерри Магуайра, это смогла воспринять не лишённая наивности и открытости чувств, по-своему блаженная Дороти (Форрест Гамп в женском обличье) в замечательном исполнении Рене Зеллвегер. Именно неприметная, предпочитающая оставаться в тени, верная и порядочная женщина, а ещё её малолетний сын Рей, который сразу привязался к холостому и бездетному герою, который повенчан (и помешан) на своей работе — то, что сильнее всего не хватало Магуайру. Это искомая стабильность, здоровый и мудрый консерватизм жизни, одна из нерушимых ценностей человеческого общежития. Так что Америка вслед за Джерри Магуайром должна была бы поставить как раз на Дороти (между прочим, стóит вспомнить о том, что это же имя было у упорно «идущей за радугой» девочки из классической и культовой киносказки «Волшебник из страны Оз»).1996


Поиск по названию