Гражданин Икс
.jpg)
Эта лента не только иной кинематограф из США (мы уже успели привыкнуть к эффектным и пугающим триллерам о маньяках-убийцах, сеющих необъяснимое зло вокруг себя), но и своеобразный укор нашим кинодеятелям, которые так и не посмели в художественной форме проанализировать «феномен Чикатило», что с блеском сделали за них американцы при участии европейских актёров ирландца Стивена Ри и шведа Макса фон Сюдова. Не допустив очевидной «клюквы» в изображении советской реальности (съёмки прошли в Венгрии), они смогли постичь тайну одного из самых беспощадных и одновременно тихих, незаметных маньяков в истории человечества.Психоаналитически безукоризненная работа имеет ещё и важный социально-политический план, на что отчасти намекает название фильма об этом «вполне заурядном гражданине Страны Советов», который был «никем», но стал «всем» (сам того не осознавая мировой знаменитостью), поскольку его патологические комплексы не пресекли на ранней стадии развития, да и позже этот обычный человек избежал подозрений, даже будучи арестованным. «Гражданин Икс» доказывает горькую и для многих неприятную истину, что на месте Андрея Чикатило, на самом-то деле, мог оказаться чуть ли не каждый!И напрасно японцы предлагали нам большие деньги, прося отдать этого суперманьяка для дотошного изучения. Вместо этого надо внимательно исследовать общественную среду, в которой оказалось возможным возникновение, а главное долгое существование данного серийного убийцы. Не подобным ли образом нельзя ни в коем случае рассматривать «феномен Сталина» в отрыве от идей диктатуры пролетариата и функционирования института советской власти?! Самое же удивительное в примере с картиной «Гражданин Икс» то, что это первая и единственная работа в режиссуре сценариста Криса Джеролмо, перу которого принадлежит такая бескомпромиссная по отношению к «скрытым американским комплексам» работа, как «Миссисипи в огне», реализованная на экране Аланом Паркером.2000