Гражданин Икс

Эта лента — не только иной кинематограф из США (мы уже успели привыкнуть к эффектным и пугающим триллерам о маньяках-убийцах, сеющих необъяснимое зло вокруг себя), но и своеобразный укор нашим кинодеятелям, которые так и не посмели в художественной форме проанализировать «феномен Чикатило», что с блеском сделали за них американцы при участии европейских актёров — ирландца Стивена Ри и шведа Макса фон Сюдова. Не допустив очевидной «клюквы» в изображении советской реальности (съёмки прошли в Венгрии), они смогли постичь тайну одного из самых беспощадных и одновременно тихих, незаметных маньяков в истории человечества.Психоаналитически безукоризненная работа имеет ещё и важный социально-политический план, на что отчасти намекает название фильма об этом «вполне заурядном гражданине Страны Советов», который был «никем», но стал «всем» (сам того не осознавая — мировой знаменитостью), поскольку его патологические комплексы не пресекли на ранней стадии развития, да и позже этот обычный человек избежал подозрений, даже будучи арестованным. «Гражданин Икс» доказывает горькую и для многих неприятную истину, что на месте Андрея Чикатило, на самом-то деле, мог оказаться… чуть ли не каждый!И напрасно японцы предлагали нам большие деньги, прося отдать этого суперманьяка для дотошного изучения. Вместо этого надо внимательно исследовать общественную среду, в которой оказалось возможным возникновение, а главное — долгое существование данного серийного убийцы. Не подобным ли образом нельзя ни в коем случае рассматривать «феномен Сталина» в отрыве от идей диктатуры пролетариата и функционирования института советской власти?! Самое же удивительное в примере с картиной «Гражданин Икс» — то, что это первая и единственная работа в режиссуре сценариста Криса Джеролмо, перу которого принадлежит такая бескомпромиссная по отношению к «скрытым американским комплексам» работа, как «Миссисипи в огне», реализованная на экране Аланом Паркером.2000


Поиск по названию