Глубокое синее море

Надо отдать должное рискованной смелости и несомненной нордической упорности работающего в Голливуде финна Ренни Харлина, который не побоялся после сокрушительного провала в 1995 году его вообще-то увлекательной ленты «Остров Перерезанной Глотки» опять связаться в кино с водой. Правда, на сей раз действие по большей части происходит под водой, в специальной лаборатории «Акватика», где проводятся эксперименты над мозгом крупных акул из вида мако. Став более умными и агрессивными, они нападают на учёных и пытаются вырваться за пределы подводной станции, в то время как над поверхностью бушует тропический шторм и терпит катастрофу спасательный вертолёт, что угрожает существованию «Акватики».Нетрудно заметить уже по сюжету, что «Глубокое синее море» напоминает нечто среднее из «Бездны» Джеймса Кэмерона, «Челюстей» Стивена Спилберга и, пожалуй, «Дня Дельфина» Майка Николса, созданного по научно-фантастическому роману Робера Мерля об экспериментах с дельфинами. Хотя Харлин старательно открещивался от особой фантастичности своего фильма (может, опасаясь сравнения с ещё одной, к тому же неудачной в коммерческом отношении картиной «Сфера» Бэрри Левинсона, выпущенной полутора годами раньше), напирая на привычный для себя жанр боевика-триллера, в чём он действительно преуспел («Крепкий орешек 2», «Скалолаз», «Долгий поцелуй на прощание»). Однако не следует забывать и о постоянном интересе этого режиссёра к мистическим, нереальным ужасам (ранняя «Тюрьма», затем  — «Кошмар на улице Вязов 4», и вот — «Глубокое синее море»). Можно также понять заботу Ренни Харлина, который вроде бы стремился к правдоподобию и говорил об этом в интервью: «Я считал своим долгом сделать сюжет и героев абсолютно реальными, как и угрозу нападения акул. В конечном итоге, это лента о нас с вами в подобной ситуации».Пожалуй, особенностью метода Харлина на протяжении его деятельности в кино является именно это странное желание сделать фантастическое реальным, происходящим буквально рядом с нами. А с другой стороны, превратить вполне возможное и даже имеющее в своей основе подлинные факты (как, допустим, ещё в дебюте «Рождённые американцами») в нечто невероятное по приключениям и совершенно неправдоподобное по сути («Крепкий орешек 2» с взрывами самолётов на аэродроме и сотнями трупов — разве не фантастика?!). Абсолютно выдуманное и то, что уже случилось в жизни, словно меняются местами. И постановщик, разумеется, лукавит в связи с «Глубоким синим морем», сделав рекламным слоганом вполне метафизически звучащую фразу: «Ты можешь уплыть, но не скрыться».Конечно, опытные зрители сразу догадаются, чем может закончиться подводная эпопея о схватке людей и акул-убийц, кто из героев непременно должен выжить, а кому просто-таки предопределена участь быть съеденным. И пусть прокатные компании предупреждают о неразглашении сюрпризов сюжета. С неожиданностями тут как раз не встретишься. Тем не менее, не может не увлекать безусловная азартность режиссёра, которому самому нравится играть в лихую игру с погонями и перестрелками, чему не мешает даже подводная стихия. Вот когда суматошная беготня по отсекам тонущей станции, отчаянные попытки героев вплавь или под водой избежать острых зубов акул приостанавливаются на несколько секунд, и участники смертельно опасной подводной охоты начинают вести между собой разговоры, тем более - об ответственности учёных за проводимые эксперименты над животными, тогда очевиднее обнаруживается ходульность и схематичность ряда персонажей. Так что сам Бог велит именно им оказаться в губительной пасти разъярённых хищников.В то же время есть некоторый перебор в непременно комическом остранении вроде бы безвыходной ситуации. Особенно старается позабавить публику мрачным юмором известный рэп-исполнитель Л. Л. Кул Дж., играющий станционного кока (впрочем, если вспомнить непробиваемого героя Стивена Сегала из крутого морского боевика «В осаде», то даже можно получить особое удовольствие, восприняв персонажа из «Глубокого синего моря» как откровенно пародийного). Однако стихия приключенческого триллера с вкраплениями фантастики и юмора как раз и позволяет Ренни Харлину не пойти ко дну, а напротив — добиться немалого успеха. И хотя в американских кинотеатрах высокий бюджет в $78 млн., конечно же, не мог быть компенсирован кассовыми сборами этой ленты, она смогла получить во всём мире $164,65 млн. Получается, что был прав обычно придирчивый американский критик Кеннет Туран из газеты «Лос-Анджелес Таймс»: «Единственный в году фильм действия, который правильно снят».1999


Поиск по названию