Генеральская дочь

Сочетание армейской драмы с судебно-криминальной тематикой принесло в своё время большой успех картине «Несколько хороших парней» Роба Райнера. Правда, в ленте Саймона Уэста патриотический во что бы то ни стало пафос всё-таки не затмевает обличительный мотив наличия в армейской среде нездоровых проявлений насилия над человеческой личностью. Хотя финальные титры свидетельствуют о том, что заслуженный генерал, который предал собственную дочь и стал, по сути, виновником её смерти, отказался после отставки от своей политической карьеры, а число женщин в армии неуклонно продолжает расти. Так что следует радоваться, что нет особых поводов для беспокойства, и всегда найдётся пусть всего лишь один «хороший парень» в лице военного следователя Пола Бреннера. Он вместе со своей напарницей Сэрой Санхилл способен не только докопаться до неприятной истины, но и посмеет, невзирая на чины, напрямую высказать всё, что думает об аморальности поведения офицеров, включая генерала, который готов пожертвовать судьбой дочери ради престижа армии и продвижения по службе.Тем не менее, «Генеральская дочь» выгодно отличается от фильма «Несколько хороших парней» — благодаря тонкой сценарной шлифовке опытного мастера Уильяма Голдмена, дважды оскаровского лауреата, который знает толк и в иронии («Буч Кэссиди и Санданс Кид»), и в острой политической интриге («Вся президентская рать»), но в первую очередь — из-за игры Джона Травольты. Американские и канадские средства массовой информации, по-разному оценивая ленту Уэста, были, пожалуй, безоговорочно солидарны в восторгах по поводу исполнения Травольтой роли Бреннера.Этого военного следователя поначалу можно принять за бахвала и позёра, с чьего лица не сходит самодовольная улыбочка, а сам он как бы лениво, праздно, во всяком случае, авантюрно расследует одно дело за другим — о торговле оружием с военной базы или скандальном происшествии с капитаном-психологом Элизабет Кэмбелл, дочерью генерала, которая якобы была изнасилована, а потом задушена кем-то из офицеров. Пол Бреннер вообще не стыдится притвориться совсем уж простым парнем, этаким увальнем и дурачком, кого будто бы можно обвести вокруг пальца. Но в двух лучших сценах — во время остроумной словесной пикировки с полковником Робертом Муром (его отлично играет Джеймс Вудс), подозреваемым в убийстве Элизабет, и в финальном нелицеприятном разговоре с генералом — Бреннер предстаёт умным и глубоким человеком. Он хоть и не заканчивал академий, но до всего дошёл сам, своим данным от природы умом, искренне чувствуя то, что может показаться вовсе не стоящим внимания для одержимо рвущихся вверх в армейской или общественной иерархии.Наличие детективной загадки, выяснение классического вопроса «Кто убил?», возможно, и составляет интерес, но всё же нельзя отделаться от ощущения, что окончательная, торопливо придуманная разгадка соответствует, в большей степени, жанру лихо закрученных триллеров. А вот элементы криминальной драмы с явными социально-политическими акцентами как раз и уводят «Генеральскую дочь» от традиционно эффектного развития событий и заставляют почувствовать актуальность рассказанной истории не только для американцев. Всё могло произойти где угодно — не на юге США (кстати, южная топография и атмосфера места действия тут немаловажны), а, допустим, в каком-нибудь нашем военном городке. Привлекательная дочь командира части в знак протеста против отца начала бы направо и налево спать с местными офицерами, и это кончилось бы неотвратимым обострением ситуации: для неё или же для папаши-генерала, которому пришлось бы выбирать между армейским долгом и человеческой честью.Удача фильма (пусть он и не является особенным, значительным) в том и заключается, что режиссёр Саймон Уэст, англичанин по происхождению, всего лишь во второй своей работе (первая, «Воздушная тюрьма», тоже пользовалась большим успехом) находит верный компромисс между зрелищностью и проблемностью, триллером и драмой. И стараясь точно воспроизвести среду обитания героев, вписывая их в антураж и колорит американского Юга, уделяя внимание изобразительной и кинематографической стороне (ведь он начинал как создатель видеоклипов), даёт не так уж часто встречающуюся возможность чуть ли не каждому исполнителю играть бенефисно и одновременно с ощущением давно сложившегося актёрского ансамбля. Поистине, это крепкая, добротная, профессионально сделанная работа, которая вполне заслужила место в престижном «Клубе ста миллионов».1999


Поиск по названию