Газонокосильщик

Джоуб Смит, газонокосильщик, вроде бы недоразвитый парень с умом и поведением ребёнка, становится объектом опытов учёного Лоренса Анджело, который, стимулируя мозговую деятельность подопытного, помогает ему проникнуть в виртуальную реальность, компьютерный мир, выглядящий подлиннее, чем настоящий. Придурок превращается в суперчеловека, более того — в Кибер-Бога, но из-за вмешательства военной секретной корпорации в нём пробуждается агрессивное начало, способное привести уже Кибер-Дьявола к злой власти надо всем миром.Авторы фантастического триллера (сценарист и режиссёр Бретт Леонард, сценарист, продюсер и руководитель группы спецэффектов Гаймел Эверет) не скрывали, что ориентировались не только на рассказ Стивена Кинга, написанный в 1975 году. Кстати, Кинг остался недоволен трактовкой, собирался чуть ли не судиться и заставил убрать из титров ссылку на своё имя. Но в этой ленте, на самом-то деле, есть намёки на различные повествования о взаимоотношениях человеческого и искусственного интеллектов — начиная с «Франкенштейна» Мэри Шелли и кончая более близкими по времени киноопусами «Чарли» (1968) Ричарда Флайшера и «Трон» (1982) Стивена Лизбергера. Между прочим, по результатам проката в США и Канаде в большей степени английская по средствам картина достигла показателей сугубо американского «Трона».Не очень значительный по нынешним голливудским меркам бюджет в $10 млн. был преимущественно потрачен на действительно необычные и впечатляющие компьютерные трюки по воссозданию виртуальной реальности, супертехничные приёмы визуального и звукового воздействия на сознание и воображение зрителей. А вот сюжет, вроде бы отвечая типичной кинговской идее о внезапно разбуженных способностях «маленького человека», к тому же «униженного и оскорблённого», кроме того, соответствуя многим предостерегающим антиутопиям о победе враждебного кибернетического разума над человеческими слабостями и сомнениями, исчерпывается почти моментально. Чего уж говорить о весомости художественной и философской мысли авторов фильма, которые, подобно своему герою, попадают в плен компьютерных игр и теряют контроль над реальностью.Приобщаясь к развлечениям ближайшего будущего, поневоле хочешь продлить пребывание в придуманном, волшебном мире high-tech, потому что вне его всё довольно предугадываемо и кажется более надуманным, а порой прямолинейно заидеологизированным, пугающе развенчивающим вполне в духе советской фантастики о технократических опасностях грядущего развития буржуазного общества. К сожалению, в погоне за потрясающей виртуальной реальностью теряется настоящее кино. И мы получаем в результате ленту про дебила, который стал своеобразным вертухаем, марионеткой в руках кровожадных политиков и военных.А спецэффектные забавы, призванные скрасить тягостное впечатление от этого «агитпропа» с обратным знаком, скорее всего, породят в душах российских зрителей ещё один комплекс неполноценности. Нам прорваться хотя бы к благам обычной, некомпьютерной цивилизации, утешиться ролью тихого газонокосильщика, который подстригает лужайки у красивых особняков (вот и в прокате «Газонокосильщик» обозвали по-простому — «Косильщик лужаек», а могли вообще пошутить, назвав с намёком: «Косильщик лужков»).1992


Поиск по названию