Выкуп

Этот фильм американского режиссёра Рона Хауарда (он впервые обратился к жанру триллера), несмотря на то, что в неведомо какой по счёту раз обыгрывает уже поднадоевший мотив киднэппинга, будто совершает вместе с героем, передумавшим платить выкуп за похищенного сына, неожиданный поворот — и превращается в криминальную драму, в которой важнее тема психологического поединка отца и преступника-шантажиста.Преуспевающий бизнесмен Том Маллен, глава авиафирмы, явно не стеснённый в средствах, отказывается играть по правилам похитителя и довольно рискованно, вызвав осуждение обывателей, переходит от обороны в наступление — сам начинает испытывать терпение неуравновешенного противника, вступая с ним в острую игру нервов. А шантажист в «Выкупе» — «человек системы», полицейский Джимми Шейкер, который решил подзаработать на похищении богатого наследника, вроде бы просчитал всё до мелочей, в том числе и то, что у самого папаши рыльце в пушку — и он предпочтёт откупиться, нежели захочет связываться с полицией и подвергать смертельной опасности жизнь сына. Но в какой-то момент Маллен, действительно готовый отдать громадный выкуп, с ужасом догадывается, что склонный к психически неоднозначным реакциям преступник всё равно убьёт мальчишку — даже после того, как получит требуемые деньги. И тогда, развернув свою машину, Маллен отправляется на телевидение, чтобы лично с экрана обратиться к похитителю — но не с просьбами, а с угрозами.Можно сказать, что рисковали и сами авторы столь неожиданного триллера, который как бы опровергает нормы современной политкорректности и вековые заповеди американского семейного консерватизма. Однако успех в прокате США и мира (солидный бюджет в размере $80 млн. был превзойдён почти вчетверо) подтвердил, что зрители поверили двум примерным семьянинам со стажем — постановщику Рону Хауарду, отцу четырёх детей, и актёру Мелу Гибсону, воспитывающему пятерых наследников. И оценили оправданность действий главного героя, интуитивно почувствовавшего, что во спасение сына необходимы именно решительные и резкие меры.Безусловно, надо принять во внимание устойчивый имидж Мела Гибсона, мастера не в одном лишь жанре action (но за участие в «Выкупе» он впервые удостоился актёрской номинации на «Золотой глобус»). Он ведь и в классической роли Гамлета в экранной версии Франко Дзеффирелли недолго сомневался по поводу вечного вопроса «быть или не быть»: достаточно осознать разумность роковых поступков — и тут же приступить к их осуществлению, даже словно призвав в союзницы свою мать, королеву Гертруду. А в «Выкупе» вынужденной партнёршей, которая не всегда понимает и одобряет, но и не препятствует изо всех сил (а вдруг он прав?!) поведению того, кого шантажируют в критической ситуации выбора между жизнью и смертью, становится уже не мать, а жена. Её не случайно играет Рене Руссо, являвшаяся достойной напарницей и возлюбленной крутого полицейского Мартина Риггса в исполнении того же Мела Гибсона в «Смертельном оружии 3». И в Кейт из «Выкупа» будто соперничают две ипостаси — материнская и супружеская. Но как умная супруга, доверяющая чутью своего мужа, она пытается подавить в себе природный инстинкт и не бросается сломя голову на того, кто покусился на жизнь единственного сына.А с противоположной стороны похитителей существует ещё Мэрис Коннер, мастерски, без лишних слов и аффектации сыгранная молодой актрисой Лили Тейлор, которая чаще выступала в киноработах, относимых к направлению art-house (ленты Роберта Олтмена, Эмира Кустурицы, Абела Феррары), и впервые появилась в зрелищном суперхите. Подруга шантажиста принимает участие в похищении и следит за содержанием мальчишки в неволе — но догадавшись о злых намерениях инициатора всей этой преступной акции расправиться с невинной жертвой, она, возможно, в первый и единственный раз решает воспротивиться воле мужчины, даже ценой собственной жизни. Этот бунтарский поступок своего рода сомнамбулы, избавляющейся от чужой зависимости, сродни тому вызову, который бросает и герой Мела Гибсона, идя наперекор общественному мнению и общепринятым моделям поведения.Человек должен быть выше любых обстоятельств — и наркотизирующаяся маргинальная особа, и не всегда безупречный в делах бизнесмен готовы заплатить главный человеческий выкуп, чтобы остаться (или точнее — стать) самими собой. Поэтому такая увлекательная и заслуженно пользовавшаяся признанием публики картина Рона Хауарда — не менее серьёзная и значительная драма, чем его предыдущий фильм «Аполлон 13» об аварии на космическом корабле.1996


Поиск по названию