Восходящее солнце

Эта картина может показаться двойником параллельно созданного фильма «Фирма», и тоже снята по бестселлеру, однако принадлежащему другому автору — Майклу Крайтону. Можно вновь похвалить стратегов из Голливуда, которые предпочитают не рисковать и заручиться первоначальной поддержкой книжного рынка. Хотя кассовые сборы «Восходящего солнца» в прокате США оказались в 2,5 раза меньше, чем у ленты Сидни Поллака, всё же для Филипа Кауфмана, постановщика таких элитарных картин, как «Невыносимая лёгкость бытия» и «Генри и Джун», результат $63,2 млн. является личным рекордом.Как и в «Фирме», главный конфликт прямолинейно формулируется так: честные американцы, являющиеся настоящими янки (пусть полицейский Уэб Смит и стал чернокожим в киноверсии), способны противостоять продажности и беззаконию в фирмах и компаниях различного уровня. Но ещё важнее смысловое сходство. Апофеоз возвеличивания истинных патриотов своего отечества получает в угоду «новым временам» соответствующую демократическую окраску. Герои не стесняются вскрывать подноготную общества, аморальность и корыстность представителей власти и всевозможных бизнесменов. А скандал по поводу «иноземного проникновения» во все сферы американской жизни (начиная, естественно, с экономики) является на поверку дутым и лишённым какого-либо национального аспекта.В махинациях и убийствах, которые приписываются нехорошим японцам из двух соперничающих в бизнесе кланов Сакамуры и Ёсиды, повинен, на самом-то деле, зарвавшийся янки Боб Ричмонд. Также нечист на руку и грешен сенатор Джон Мортон (забавно, что на эту роль был приглашён Рей Уайз — как бы «фирменный американский негодяй», сыгравший порочного и одержимого злыми силами адвоката Лиленда Палмера в телесериале «Твин Пикс»). Но хорошо, что есть два истинных борца с преступностью — пока недостаточно опытный Уэб Смит, который к тому же не знает досконально все ритуалы и мотивы поведения японцев, поэтому просто вынужден быть на подхвате у своеобразного «сансэя» (учителя) Джона Коннора, «старого полицейского волка», специалиста по японскому менталитету.Закономерно, что роль мудрого партнёра в расследовании загадочного убийства девушки-американки в офисе японской компании играет сам Шон Коннери, «некоронованный король» приключенческого кино, который и в свои 63 года признавался молодыми американками (если судить по опросу журнала «Плейбой») в качестве секс-символа. Настоящий мужчина не потерял физическую форму, но приобрёл житейскую умудрённость. «Джеймс Бонд в отставке» может пуститься даже в погоню и всё-таки выигрывает за счёт интеллекта и неисчезнувшей интуиции, которая помогает выпутаться из самых непредвиденных ситуаций. Персонаж Коннери не избавился в ленте Кауфмана и от доли иронии, здорового скепсиса, а порой и от «печального взгляда на новое поколение».Тем не менее, он просто обязан по беспроигрышной логике создания бестселлеров торжествовать в финале, попутно оказываясь недостижимым примером для напарника ещё и в личной жизни (выясняется, что Дзинго, наполовину японка, специалистка по видео из полиции — это любящая жена капитана Коннора). Само созвучие фамилий героя и исполнителя работает надлежащим образом на чуть мифологизируемый характер. Янки шотландского происхождения, словно один из рыцарей Круглого стола (неудивительно, что через год Шон Коннери сыграл короля Артура), побеждает «азиатского дракона». А вот к «продаже родины» больше причастны те, кто постоянно твердит об этом и подозревает всех других, в том числе лейтенант-националист Том Грэм, получавший взятки за потворство дельцам.«Фирменное» кино из США не может обойтись без непременного оптимизма положительных героев, которые не дают поколебаться чувству «национальной гордости великих американцев» по эту сторону экрана. К счастью, конец «Восходящего солнца» менее тенденциозен, чем в «Фирме», по-своему лукав, убеждая особо паникующих, что над Америкой пока ещё не восходит жёлтое солнце.1993


Поиск по названию