Восток-Запад

Поверив сталинской пропаганде, в первый послевоенный год начинают приезжать в СССР из заграницы русские эмигранты и их потомки, желающие жить на своей исторической родине. В их числе — и семья Алексея Головина, который женат на француженке Мари и имеет семилетнего сына Сергея. Вряд ли они предполагали, что попадут в своеобразный капкан, откуда можно будет вырваться только спустя много лет, пройдя через унижения и потери.Сюжет этого фильма, возможно, чересчур привычен для нас, немало повидавших на экране историй про страшные сталинские времена — так что ещё одна из них не поразит своей безысходностью, а, скорее всего, растрогает повышенной эмоциональностью. И это вполне типично для западных представлений о канувшей эпохе непременно в беллетризированном, именно мелодраматическом стиле, когда действительно можно и даже нужно расчувствоваться, искренне сопереживая героям, которые оказались заложниками диктаторского режима.Данная лента французского режиссёра Режиса Варнье возникла вместо несостоявшегося среднеазиатского проекта. И, тем не менее, «Восток-Запад» образует с его предыдущими работами «Индокитай» (1992) и «Французская женщина» (1995) своеобразную трилогию, занимая в ней (несмотря на свою замыкающую позицию по хронологии создания) именно срединное положение между Востоком и Западом, на пространстве бывшей советской империи. Да и тематика этой картины вкупе с её жанром позволяет рассматривать все три фильма Варнье как имперско-любовный триптих, повествование о частных судьбах отдельных людей с их горестями и радостями на фоне исторических катаклизмов преимущественно послевоенного времени, на рубеже 40—50-х годов. Крушение французской колониальной системы в Индокитае; послевоенный передел Европы и, в частности, Берлина, рассечённого на четыре зоны, которые контролировали прежние союзники, ставшие противниками в эпоху «холодной войны»; наконец, период накануне агонии сталинского режима, — все эти события большой политики оказывали неизбежное влияние на то, что творилось в личной жизни обычных людей.Причём главными персонажами в трёх историях, поведанных Режисом Варнье, всё-таки следует считать женщин — как наиболее тонко и обострённо чувствующих существ, которые испытали на себе разной степени давление общественных обстоятельств и глобальных мировых потрясений. Но в «Индокитае» образ француженки Элен, владелицы каучуковых плантаций во Вьетнаме в момент распада империи, не был лишён несколько прямолинейного сопоставления с участью самой Франции, теряющей своё богатство и влияние в Юго-Восточной Азии. А во «Французской женщине» даже поклонники ленты не могли отрицать наличие явного эмоционального крена в трактовке поведения ещё одной француженки — Жанны, которая изнывала от любовного томления всё же далеко в стороне от бурных событий XX века, в то время как её муж был занят исполнением своего воинского долга на благо родины — то в Европе, то в Азии.Как раз в картине «Восток-Запад» постановщику удалось примирить собственную тягу к историческим обобщениям и неиссякаемый интерес к интимным переживаниям тех, кто «унесён ветром» эпохи. А в героине по имени Мари были уравновешены её вынужденная включённость в то, что происходит в чужой стране, и испытываемые женщиною смешанные чувства любви и отчаяния, желание во что бы то ни стало сохранить личное, женское (и национальное!) достоинство в любых ситуациях. Она — французская женщина, но не у себя на родине и не в отдалённой колонии, где могла бы быть властной хозяйкой, а напротив, оказавшаяся в положении униженной и оскорблённой. Мари стала жертвой обмана властей и разуверилась на какое-то время даже в муже, пока он сам не доказал спустя годы, что вовсе не предал её и не продался режиму, постоянно думал лишь о спасении своей семьи — за пределами территории, которая поистине превратилась для всех в «социалистический лагерь».Вот тут и обнаруживается принципиальная разница между фильмом «Восток-Запад» и другими частями условной трилогии. Женщины и мужчины, подобно личному и историческому в экранных работах Варнье, никак не могли найти счастливый союз друг с другом. У Элен в «Индокитае» после смерти воспитанницы-вьетнамки хотя бы остался приёмный внук — плод красивой, но обречённой любви Камиллы и военного моряка Жан-Батиста. Во «Французской женщине» героиня не могла удовлетвориться ни ролью матери, ни тем более — в качестве вечно одинокой жены: ей оставалось только умереть от любви, так до конца и не реализованной, как хотелось бы. И лишь в «Востоке-Западе» Мари, сохранившая верность себе и собственным нравственным правилам даже в случае любовного романа с молодым соседом Сашей, который пытался ей помочь вырваться из СССР, получает в финале самый дорогой подарок от мужчины, какой только и может быть, наверно, в жизни женщины. Её муж Алексей готов пожертвовать собой и своей карьерой не в порыве мальчишеской влюблённости, а по велению семейного долга перед женой и сыном. В его лице французская женщина наконец-то получила «мужчину своей жизни» (кстати, вспомним, что дебют Режиса Варнье назывался «Женщина моей жизни»). И не так уж важно, соединятся ли оба когда-нибудь через десятилетия за пределами рассказанной истории. Закадровое послесловие здесь явно излишне.2000


Поиск по названию

Фильмы все статьи


  • Strict Standards: Non-static method Thumbnail::output() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/smartyext.php on line 199

    Strict Standards: Non-static method Thumbnail::render() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 178

    Strict Standards: Non-static method Thumbnail::imageCreate() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 243

    Strict Standards: Non-static method Thumbnail::imageCreateFromFile() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 79

    Notice: Unsupported image type in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 126

    Notice: Invalid image resource in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 245

    Notice: Error rendering image in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 180