Влюбленный Шекспир

После того как «Влюблённый Шекспир» получил 7 «Оскаров», включая самый главный — за лучший фильм 1998 года, поневоле пришлось уже по-иному смотреть на эту милую романтическую комедию-мелодраму. Она строится всё же по прихотливому узору, который выписывается вокруг по-прежнему загадочной судьбы и личности Уильяма Шекспира, гипотетических обстоятельств сочинения «Ромео и Джульетты», первой трагедии в творчестве гениального мастера английской и мировой сцены.В конце 60-х годов XX века его молодой соотечественник Том Стоппард прославился дерзкой пьесой «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», иронически и парадоксально созданной как бы на задворках великого «Гамлета». Спустя 30 лет тот же автор, дорабатывая первоначальный сценарий американца Марка Нормана, будто повторил в более лёгкой и игривой форме свой приём, досочинив за давным-давно умершего классика сюжет появления на свет его не менее знаменитой романтической трагедии. Однако он усложнил (или наоборот — прояснил) задачу, выстроив дополнительную систему многочисленных зеркал, где изображение не столько дробится на целый ряд отражений-осколков, сколько приобретает различные подтексты и обертона — от серьёзно-искусствоведческих до почти хулиганских по отношению к историческим реалиям. Это позволяет чуть ли не каждому зрителю самому творить заново и по своему разумению историю, которой «печальней нет на свете».В отличие от трактовки «Ромео и Джульетты» в экранизации База Лёрманна то ли в жанре пост-постмодернизма, то ли в стилистике MTV, намеренно клипово-кичевой и заигрывающей с молодёжью, «Влюблённый Шекспир» по своему внешнему изобразительному ряду, можно сказать, программно классичен, что и нашло подтверждение в присуждении «Оскаров» главному художнику Мартину Чайлдсу, декоратору Джилл Куиртиер и художнику по костюмам Сэнди Пауэлл. Они прошли до этого хорошую школу основательного и вдумчивого постижения на экране минувших исторических времён, а Пауэлл вдобавок много сотрудничала с режиссёром Дереком Джарменом («Караваджо», «Эдвард II», «Виттгенштейн»), который хоть и считался постмодернистом, но будучи художником по первой профессии, мог дать фору любому знатоку классического искусства. Даже маньерист Караваджо, представленный им в качестве беспечного бунтаря и своеобразного хиппи (или панка) начала XVII века, вдруг начинал казаться последним подлинным титаном Возрождения, по недоразумению попавшим не в свою эпоху.Вот и во «Влюблённом Шекспире» мало ещё кому ведомый автор комедий, который анекдотически ворует сюжеты отовсюду и фразы прямо из уст признанного драматурга Кристофера Марло (в его роли неожидан сознательно не указанный в титрах Руперт Эверет), моментально превращается, как сейчас сказали бы, в культовую фигуру. Так что можно понять не утихающие уже пятое столетие домыслы и догадки относительно реальности существования одной персоны, сочинившей множество произведений на века и для всего человечества. Кстати, экранный Шекспир в исполнении Джозефа Файнза, младшего брата известного актёра Рейфа Файнза (и эти косвенные аллюзии могут тоже пригодиться!), выглядит несколько бледнее своей блистательной музы — вымышленной аристократки Виолы де Лессепс, его возлюбленной по жизни, которая репетировала в спектакле роль Ромео, а сыграла в итоге Джульетту. 25-летняя американка Гвинет Пэлтроу, заслуженно вознаграждённая «Оскаром» за своё одухотворённое существование на экране, даже могла бы рассчитывать на то, чтобы фильм назывался «Возлюбленная Шекспира».И тут приходят на ум два соображения, которые по степени своей вероятности как раз соответствуют этой ленте, максимально открытой для множественных интерпретаций из-за такой привлекательной незамысловатости обращения с фактами. Сенсационная победа «Влюблённого Шекспира» над «Спасением рядового Райана» доказывает не только то, что Американская киноакадемия захотела весело и непринуждённо проститься с XX веком. Как это ни странно, в основе картины английского режиссёра Джона Мэддена лежит почти та же сюжетная структура, как и в ранее осыпанных «Оскарами» фильмах «Английский пациент» (с Рейфом Файнзом) и «Титаник» (Гвинет Пэлтроу рассматривалась в качестве одной из кандидаток на главную женскую роль). Выдуманный красивый и утончённый роман их героев и героинь развёртывается на широком эпическом фоне реальных исторических событий. Эстетизированной мелодраме приданы все черты голливудского Большого Стиля, а весомая доля живого и непринуждённого юмора, который наличествует во «Влюблённом Шекспире», не мешала, как известно, и самому Уильяму Шекспиру даже в его не очень-то располагающих к веселью творениях.И ещё история запретных и тайных любовных отношений безродного и бедного актёришки-бумагомараки со знатной молодой дамой, невестой графа Уэссекса (пусть оба и не имеют исторических прототипов), внезапно могла напомнить американским (да и прочим) зрителям другую love story из эпохи телевидеоскандалов. А именно — вывернутый наизнанку, точнее, увиденный в зеркальном отражении и с переменой доминирующих сторон в этом «романтическом дуэте», успевший изрядно поднадоесть недостойный роман Моники и Билла. «Друг Билл» даже оказался тёзкой «товарища Вильяма», которого фактически соблазнила в интересах общего дела Виола, мечтающая об актёрстве и готовая выдавать себя до поры до времени за юношу. Интимные встречи украдкой перемежаются с двойной (или уже тройной?!) игрой на сцене, где они просто обязаны притворяться. В конечном счёте, Виола вынуждена соблюсти аристократическое реноме перед королевой Елизаветой и кануть в неизвестность, а Уилл Шейк (воспользуемся молодёжным языком), написав пьесу по мотивам собственной страсти, стремительно вознёсся к всемирной славе. Каждому своё!1999


Поиск по названию

Фильмы все статьи


  • Strict Standards: Non-static method Thumbnail::output() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/smartyext.php on line 199

    Strict Standards: Non-static method Thumbnail::render() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 178

    Strict Standards: Non-static method Thumbnail::imageCreate() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 243

    Strict Standards: Non-static method Thumbnail::imageCreateFromFile() should not be called statically in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 79

    Notice: Unsupported image type in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 126

    Notice: Invalid image resource in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 245

    Notice: Error rendering image in /var/www/mzru/data/www/m-z.ru/common/thumbnail.php on line 180