Ведьма из Блэр: Курсовая с того света

В нашем прокате этой ультрамалобюджетной (всего 40 тысяч долларов!) и сверхдоходной ленте (затраты были превзойдены более чем в 3,5 тысячи раз!!!) дали не совсем грамотное название «Ведьма из Блэр» да к тому же с подзаголовком «Курсовая с того света». Видимо, не понравилось слово «проект». Хотя самое грандиозное, что удалось сделать с фильмом «Проект о ведьме из Блэра» в Америке — как раз превратить невероятно скромный, но не лишённый расчётливой амбициозности проект в настоящее событие чуть ли не общегосударственного масштаба благодаря мощно раскрученной рекламной кампании (говорят, на неё-то не поскупились, выложив уже 2 миллиона!).Разумеется, чётко сработал ещё и механизм вовлечения Интернета ради создания особой мифологии, когда конкретное произведение может обрасти массой дополнительных сведений, слухов, легенд и домыслов. Что и заставило будущих зрителей, а также тех, кто уже «причастился» этому своеобразному мистическому культу, исступлённо рыскать по Сети в поисках всё новой и новой информации о выдуманной ведьме из Блэра и таинственных происшествиях, якобы по-прежнему случающихся в окрестностях Бёркиттсвилла, который, на самом-то деле, тоже не существует.Сам «Проект о ведьме из Блэра» не представляет собой ничего настолько уж примечательного, чтобы надо было сразу же включать в список самых страшных картин, причём на шестом месте — между «Ребёнком Розмари» и «Чужим»: поистине, даже как-то обидно за эти несомненные шедевры, которые удостоились несколько сомнительного соседства. Лента молодых режиссёров Дэниела Майрика и Эдуардо Санчеса не только почти не страшна, но порой откровенно скучна.Трое студентов с кинофакультета — двое парней и девушка, являющаяся как бы главной в этой команде — отправляются в леса в штате Мэриленд, чтобы получше разузнать о том, кто и что слышал о некоей ведьме из Блэра, о странных случаях исчезновения людей, преимущественно детей, за два столетия, которые прошли после обвинения в колдовстве одной из местных жительниц. Студенты снимают видеокамерой и на плёнку 16 мм всё, что происходит с ними во время блуждания по окрестностям — и бесконечные споры, ссоры, выяснения отношений занимают куда больше места в действии, нежели загадочные и пугающие знаки присутствия чей-то злой силы в этом лесу. И то, что они пропадают при невыясненных обстоятельствах (пусть это и заявлено в самом первом титре, который будто бы свидетельствует, что предлагаемый фильм основан на документальных съёмках исчезнувшей троицы), в принципе, не столь уж волнует — и чем дальше от США, тем в меньшей степени. Это подтверждается, в частности, отсутствием ажиотажа вокруг «Проекта о ведьме из Блэра», например, во французском прокате.Конечно, всё можно объяснить тем, что публика за пределами Америки не была подготовлена соответствующим образом для восприятия картины в широком контексте искусственно порождённых легенд и мифов. Но, думается, причина состоит и в том, что американцы (особенно молодёжная аудитория, которая выросла в эпоху всеобщей компьютеризации и проникновения высокотехнологических средств связи в любую глухомань), как и сказано в ленте, просто не могли поверить в возможность «потеряться в Америке». Однако именно иррациональный, чуть ли не первобытный страх, гнездящийся во многих из них, что называется, от природы, как раз и позволил всему этому продвинутому Generation Next придти в неописуемый ужас от того, что оказалось неподвластным пониманию и фиксации на плёнке.Сочинённый от начала и до конца фильм, который намеренно выдан за документальный, — это ещё один случай виртуализации сознания современных янки, желающих хотя бы на полтора часа полностью перепутать местами реальность и выдумку. Вообще-то «Проект о ведьме из Блэра» развивает давно знакомые мотивы «яппи в опасности» и «неведомое рядом», которые оформлены по новой методе в качестве будто экранизированного ложного сайта в Интернете. Это такое же компьютерное кино по своей сути, как и фантастические блокбастеры — с той лишь существенной разницей, что здесь вовсе не потребовались дорогостоящие спецэффекты для того, чтобы обмануть заранее готовую обманываться американскую публику.Мы же, знавшие и всё ещё знающие куда более страшные вещи в действительности, будем в подавляющем большинстве воспринимать сие творение с полным недоумением и даже оторопью от подобного нахального казуса, что такая полулюбительская безделица в итоге смогла стать всеамериканским (да и общемировым) суперхитом.1999


Поиск по названию