Братья Крэй

Братья-близнецы Роналд и Реджиналд (или проще — Ронни и Регги) Крей на рубеже 50—60-х годов, в период роста бунтарских настроений в молодёжной среде рабочих и мелкобуржуазных кварталов английских городов (за «рассерженными» вскоре последует поколение «Битлз»), по-своему выражали протест против социальных несправедливостей и общего порядка вещей в чинной и чопорной Великобритании. Стремление к власти над людьми и плохо скрываемое желание пожить всласть красивой и богатой жизнью привели братьев Крей в преступный бизнес. Открыв ночной клуб, они быстро добились шальных денег, не брезгуя кровавыми убийствами, сведением счётов с конкурентами и недостаточно преданными компаньонами. Прозванные «королями преступного мира», внешне преобразившиеся, претендующие на аристократизм близнецы-мафиози расправились со своим главным соперником Корнеллом и ведущим двойную игру Джеком МакВайти по прозвищу Шляпа. В итоге Роналд и Реджиналд Крей были арестованы и приговорены на длительный срок пребывания в тюрьме, а выпущены в 1982 году на свободу лишь для того, чтобы попрощаться с умершей, но нежно любимой ими мамочкой Вайолет.Несмотря на то, что картина Питера Медака (этот выходец из Венгрии давно работает в Великобритании, Канаде и США) основана на реальных фактах — подлинном уголовном деле братьев Крей, она в большей степени похожа на эстетизированную, ностальгически-романтическую гангстерскую легенду, нежели на «крутой боевик» или криминальную драму. Удивив в начале 70-х годов язвительным, бравурным фарсом «Правящий класс», Медак впоследствии привлекал внимание только стилевыми изысками в жанре мистического триллера («Тайная подмена», «Няня»). А уже в начале 90-х в двух работах подряд (вслед за «Братьями Крей» появилась лента «Пускай получит», тоже построенная на материалах запутанного дела молодого преступника) живописал атмосферу подпольного лондонского мира на сломе 50-х годов, создавая своеобразную малую сагу из жизни не менее амбициозных, чем заокеанские гангстеры, британских «сэров разбоя и насилия».Фильм «Братья Крей» напоминает, скорее, по своей манере произведения «нью-йоркской школы», нежели ставший классическим «Крёстный отец», хотя Питеру Медаку явно не хватает иронии и издёвки по отношению к жанру и всему происходящему (потом он наверстает это в картине «Ромео истекает кровью»). Грусть по минувшим временам грозит превратиться в умилительное любование ушедшей эпохой, наивностью и простодушием героев, в общем-то, милых парней, которые не заметили, как стали жестокими вершителями чужих судеб и сами поломали собственную жизнь.Тем не менее, эта стилизованная «печальная поэма о гангстерах» получила широкое признание на нашем пиратском видеорынке в начале 90-х годов — вероятно, из-за внушаемой зрителям иллюзии, что любой люмпен может стать королём (неважно, что подпольным) и хоть несколько лет провести в роскоши и благоденствии, после чего с лёгким сердцем отправиться до конца дней в тюрьму. Ведь в финале братья Крей не выглядят обозлёнными, опустившимися рецидивистами, с ненавистью взирающими на мир и людей на воле. Напротив, они умиротворены и благостны, словно уже пережив кару Господню. И со смертью матери просто кончилось славное время юношеских надежд и притязаний, которое эти близнецы стремились продлить хотя бы в воспоминаниях.1991/2001


Поиск по названию