Армавир

Если ради шутки искать среди кинематографистов наиболее виновных в развале Советского Союза, то долголетний тандем Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе (ещё почти за 10 лет до этого они предрекали «остановку поезда») является идеальным «стрелочником» или же тем капитаном, который привёл к гибели пароход «Адмирал Нахимов» в бухте Новороссийска. Величественная двухсерийная фреска о тех, кто всё-таки выжил на потерпевшем крушение пароходе «Армавир», стала последним масштабным проектом советского кино, поскольку съёмки более дорогостоящего «Ермака» о покорении Сибири растянулись ещё на несколько лет уже на постсоветском пространстве. Отношение к «Армавиру» чаще всего критичное, в лучшем случае — недоумевающее, хотя эта третья часть более иносказательной трилогии бывших приверженцев прямого проблемного кино (а двумя её первыми главами следует считать «Парад планет» и «Слугу») явно выигрывает на фоне последующих работ этих авторов, созданных уже в новой России.Растерянность, непрояснённость, зыбкость и даже ирреальность человеческих связей в мире «Армавира» лучше всего выражает атмосферу не столько непосредственного, физического погружения на дно, сколько духовной и нравственной гибели всей прежней действительности. Местом действия «Парада планет» можно было бы объявить Чистилище, события в «Слуге» развёртываются как будто в Аду, а герои «Армавира», чудом уцелевшие и до сих пор не способные осознать, на каком же свете они на самом деле находятся, уже не отличают Рая от Ада, и это даже не имеет особого значения для неприкаянных, вечно странствующих душ. И кому в этом случае больше повезло: сразу умершим или этим «обломкам империи», потерявшим память, а главное — смысл жизни, некую опору бытия. Кустанай, Армавир…Географические привязки к местности и к стране, где происходят столкновения поездов на рельсах, якобы убивают на военных учениях, а пароходы терпят бедствие на морских просторах, давно утратили какую-либо скрытую суть, превратились в пустой отзвук придуманного пароля, название затонувшего корабля. То ли пассажиры с «Титаника», то ли жители Атлантиды бродят в зябком тумане и ищут какую-то Марину, призрачную фею морей или же современную Эвридику. Может быть, чересчур долго, порой с непонятным надрывом — ну, а как ещё прощаются с уходящим в небытие миром, в котором прожита целая жизнь?!1997


Поиск по названию