Властелин колец: братство кольца / Lord of the Rings: Fellowship of the Ring, The

Приключения/фэнтези "Властелинколец: братство кольца" (The Lord of the Rings: TheFellowship of the Ring )
Режиссер - Питер Джексон. В ролях -Элайджа Вуд, Йен Маккеллен, Кейт Бленчетт,Орландо Блум, Билли Бойд, Шон Бин, Йен Хольм,Кристофер Ли, Вигго Мортенсен, Хьюго Уивинг,Джон Рис-Дэвис, Шон Остин. США - НоваяЗеландия. 2001. 178 мин.

Я нередко предваряю свои заметкио каких-то фильмах эпиграфом (или даженесколькими). Я люблю эпиграфы, меня к этомуприучил Марк Твен. К рецензии на данныйфильм многое просится в эпиграфы, и этихфраз так много, что они плохо смотрелись бына привычном для эпиграфов месте. Поэтому я,вопреки обыкновению, даю их не передрецензией, а после данного вступления. Итак,эпиграфы. Некоторые из них - прямые цитаты сфорумов, где обсуждается этот фильм:

 - Если бы мне предложили Кольцовласти, - сказал кот Бублик, - я бы точноотказался. - Затем кот немного подумал и потом тихо добавил: - Я бы взял деньгами.

(Гэндальф Фродо, доставая кольцоиз пламени) Возьми, Фродо, посмотри, накольце что-нибудь написано?
(Фродо) Да, Гэндальф.
(Гэндальф) Что именно?
(Фродо) Made in China.
(Гэндальф) Этого-то я и боялся.
 

- Знаете, кто играет Фродо?
- А тот парень, которого в "Факультете" яйцами об флагшток кидали.
- Повбывав бы.

Назгулы очень похожи на конныхментов, которые дежурят у стадиона "Динамо".

Фильм вообще-то гениальный.

Пафосная клюква для сопливыхпереростков.

Джексону за такое кино надо вруки накакать.

Вообще, неудачная это фамилия -Джексон...

И почему орки, нападавшие наБоромира, делали это по одному - у них тамдуэль с гвардейцами кардинала, что ли?

И во время схватки в разрушеннойбашне он должен был не елозить по полу назаднице с воплями: "О ноу, ноу, ай донтвонт ту дай! Итс клоузэ, Арагорн, хэлп ми, аймтуу янг! Плиз, мисте, донт ду зет!", а снеразборчивыми эльфовскими ругательствамипырять главного гада ниже пояса (потому чтовыше он бы все равно не достал). Опять же, вдраке у могилы Балина он должен былс воплем "За Родину" возглавлять атакуна тролля, а не ховаться за камнями.

Как я понимаю, известныйприколист Питер Джексон специально выбралэтот безумно толстый фолиант, чтобы сбитьнакопившуюся перхоть с баков этогонапыщенного англосакса, с видом пророкаизливающего попмезную банальщину напротяжении 1000 страниц.

Один хороший персонаж получился -Леголас.

Да за такого пидерастическогоперсонажа, как Легосас, Джексона надо в ру.ремонтзагнать, на съедение тамошним латентнымпедрилам.

Гэндальф. Немытый какой-тостарпер с деревяшкой. Ни величия, нимудрости ни в глазах ни в осанке не заметил.Лажа.

Элронд - ничего, мог бы и сойти,если бы уже не был агентом Смитом.

Почитай дальше, когда Бильбооставил кольцо и свалил, Гэндальф ещё чертзнает сколько лет носился и добывал полнуюинфу по кольцу.

Cюжет настолько примитивен ибанален...

Кто мешал выставить вокруг горыкруглосуточное охранение?

Рид май липс, ё-моё, самыймогущественный среди СЛУГ Моргота - ну ясенхрен, он там один Майяр был. А Митрандир -самый мудрый среди вообще всех Майяр. Всех,понимаешь. И явно не последний помогуществу. К тому же Саурон сильнопотрепан был, Исилдуром и компанией.

И не такая уж Бленчетт страшная.

Бленчетт ОЧЕНЬ страшная, поверьмне. Она похожа на хорька с губами...

Мы, толкиенутые, никогда неговорим "в руки насрать". Мы говорим,например, "разрази его Арагорн".

По сравнению с Сауроном онидействительно более грамотно поступают.Тот-то просто придурок. Обладал такимиресурсами и бездарно облажался.

Боромир умирает как Василий Иванович иЕрмак Тимофеевич вместе взятые, Агент,хлюпая носом, сказал: "Багадур!"

Я уже, понимаешь, на часыпоглядываю, мол, ну... давай парень, вперед!,кидай кольцо в эту огненную вагину...

Радиопьеса в костюмчиках. "Поле битвы Земля" по сравнению с этим фуфлом - верх режиссерского мастерства.

Честное слово, Джексону надопамятник поставить хотя бы за то, что онсвоим фильмом вызвал бешеную полемику вфорумах, читать которую - одно удовольствие.Эх, времени у меня мало, а то я бы точнонеделю рылся по всему Интернету, выискиваядискуссии по "Властелину", и читал бы,читал, читал, рыдая и падая головой наклавиатуру. Дискуссии - это просто нечтосовершенно невероятное, точно вам говорю!

Но фильм я все-таки посмотрел.Просто из интереса. Потому что фильмдостойный - совершенно однозначно. Это былопонятно еще до просмотра. По дискуссиям.Ведь отстой никто и никогда не ругает, тратястолько сил и энергии. Ну разве что кто-нибудьлениво напишет: "Вот отстой-то!", а всевокруг молча согласятся. Но когда по поводуфильма ломается больше копий, чем вбатальных сценах самого фильма, когдаполярность мнений варьируется от "пафоснойклюквы" до "гениально", когдаскрупулезному разбору подвергается каждыйперсонаж, каждая сцена, каждый диалог,каждый взмах меча, причем все это вызываетожесточенные споры, тут и к гадалке не ходи -фильм достойный. Вызывает споры - значитесть о чем спорить. Есть о чем спорить -значит надо посмотреть. Вот такая логика, иона, заметьте, меня еще никогда не подводила.Итак, давайте поговорим об этом фильме...

Что? Рассказать о сюжете? Да слегкостью. Профессор весь сюжет уложил вкакие-то 1300 страниц. Джексон его перенес на 9часов экранного времени (правда, говорят,что в режиссерской версии фильм идет 12часов). Я сюжет изложу в паре тысяч знаков, ванонсах укладываются символов в пятьсот, апацаны его друг другу пересказывают вообщедвумя словами. Вот сюжет...

В некоем фэнтезийном мире,населенном разнообразными существами -хоббитами, эльфами, гномами, назгулами,троллями, магами, орками и даже людьми, - ктихому и мирному хоббиту Фродо (Элайджа Вуд)достаточно случайно попадает некое кольцо.Когда-то давно могущественные силы создалинесколько колец, называемых Кольцамивласти. Но кольцо, доставшееся Фродо, самоеглавное из всех колец - Кольцо всевластья, -позволяющее управлять остальными кольцами.Главное кольцо принадлежало зломуволшебнику (я не буду сейчас вдаваться втонкости толкиеновских формулировок, апишу так, как будет понятнее) Саурону,которого изрядно искрошили в битвахдревности, и он теперь существует в виденематериальной субстанции, готовый, однако,снова воплотиться для свершения своихнегодяйских дел. Сам Фродо не можетуправлять этим кольцом. Более того, Кольцовсевластья для него смертельно опасно,потому что оно не будет его слушаться, акроме того, само пытается вернуться кСаурону. Однако отдавать Саурону кольцоникак нельзя, потому что тогда он получитбезраздельную власть над этим миром. Но иуничтожить кольцо обычными средстваминельзя, ведь оно волшебное. И Фродоприходится бросить свою тихую жизнь иотправиться с друзьями и соратниками,которые называют себя Братство Кольца, вжуткую и зловещую страну Мордор... Ведьтолько там существует место, называемоеРоковой горой, где можно уничтожить этокольцо, угрожающее существованию их мира.

***

Вот и весь сюжет. Впрочем,пересказывать таким образом "Властелинаколец" - это все равно что пересказывать вдвух словах "Гамлета". "Властелинколец" Толкиена - произведение сложное,очень многогранное и содержит в себебольшое количество как различных вопросов,так и ответов на них. Это не обычная детскаясказка, это не старческие бредничудаковатого профессора-расиста. Строгоговоря, это даже и не фэнтези, хотя Толкиеначасто называют родоначальником этого жанрав фантастике. Однако толкиенисты не любят,когда Профессора называют писателемфэнтези и родоначальником этого жанра, иправильно не любят. Это все равно чтоБетховена называть родоначальником жанрапопсы. "Ваша музыка - слишком простая, -говорит персонаж одного из фантастическихрассказов. - Но она не была задумана такойпростой".

Непростым был как раз Толкиен иего книги. Можно не любить произведенияПрофессора, можно считать их скучными инудными, можно вообще не читать Толкиена, нонельзя его не уважать и не признавать, чтоего книги стали одним из очень важных изаметных событий ХХ века. Фраза "я нелюблю Толкиена" показывает определеннуюограниченность человека, ее произносящего.Гораздо корректнее сказать "я не понимаюТолкиена". Ведь не любить - это значитсначала понять, а потом прийти к выводу, чтоне нравится. Однако те, кто поняли Толкиена,становятся настоящими фанатиками егопроизведений и того мира, который онописывает.

Толкиен создал практическисовершенный фантастический мир, в которыйвы можете погрузиться целиком. Он описантак, как будто перед вами идет простоеперечисление исторически существовавшихсобытий, снабженных максимальнымколичеством деталей, каждая из которых посвоему очень важна и дает ключ к пониманиювсей картины в целом. Вместе с тем, это непросто изложение каких-то событий, а своегорода учебник или, если хотите, Библия. ВедьБиблия построена по такой же схеме. Вамрассказывают о событиях в жизни некихусловно существовавших персонажей, а вы,анализируя их поступки в тех или иныхситуациях, обучаетесь определеннымправилам поведения, постигаете суть каких-товещей, получаете ответы на какие-то свои илиобщечеловеческие вопросы.

***

Перед Джексоном стоялафантастически сложная задача, по сложностисходная разве что с экранизацией Библии.Кроме того, перед ним стояла задача непросто экранизировать "Властелина колец"так, чтобы его приняли толкиенисты, но исоздать хороший коммерческий продукт,который поможет компании New Line Cinemaподняться на новую ступень в мирекиноиндустрии. В New Line Cinema все былопоставлено на этот проект. Провал былравносилен разорению компании, потому чтоэто одна из самых дорогостоящих постановокв современном кинематографе - на неепотрачено порядка 350 миллионов долларов.

То есть Джексон должен былугодить и нашим, и вашим, и продюсерам, изрителям, и самому себе. Ведь Джексон, какизвестно, внимательнейшим образомисследовал творчество Толкиена и вовсе несобирался снимать "библию для самыхмаленьких".

Удалось ли Джексону угодить всем,или же он создал дешевую коммерческуюподелку, недостойную даже называться однимназванием с Книгой?

Понятно, что угодить всем он немог просто по определению. Потому чтоникогда академик не поймет простую доярку.То, что толкиенисты ждали от этого фильма,никак нельзя сравнить с тем, что от негожелал получить массовый попкорножующийзритель, никогда не читавший произведенияПрофессора.

Кроме того, попробуйте написатькиносценарий романа в 1300 страниц, даже есливам милостиво дадут 9 часов экранноговремени. Причем еще заметьте, что это не "Тримушкетера", где всего пять-шесть знаковыхсобытий: первая встреча с Рошфором, дуэль сАтосом, Портосом и Арамисом, знакомство сБонасье, доставка обратно во Франциюзнаменитой бижутерии, осада Ла-Рошели иказнь миледи. Все остальное - вторично.Экранизируй эти главные эпизоды, и фанаты"Трех мушкетеров" не выбьют тебе ниодного зуба.

С Толкиеном все намного сложнее.У него нет почти незначащих эпизодов илисобытий. Каждое действие являетсясамостоятельным звеном в цепочке историиего мира и крайне важно для понимания общейкартины в целом. Поэтому я не завидуюсценаристам Фрэнсис Уолш, Филиппе Бойинси Питеру Джексону, перед которыми стоялаочень и очень нелегкая задача.

Так вот, лично я считаю, чтоДжексон и съемочная группа с задачейсправились, причем они максимально сумелиугодить и тем, и другим. Особенно учитываятот факт, что это было практическиневозможно.

Конечно, к фильму естьопределенные претензии, и их немало, но одноможно сказать совершенно точно: Джексонсделал практически невозможное. Он сумелсоздать невероятно успешный коммерческийпроект (сборы по всему миру это ужеподтвердили), но его "Властелин колец"не является дешевой попкорновой поделкой.Это признают даже толкиенисты. Можносколько угодно спорить с трактовкойДжексона, можно ругать его за подборактеров, за некоторые неточности, запостановку определенных сцен, завыбрасывание каких-то эпизодов (однакопонятно, что экранизировать книгу один водин он физически не мог), но нельзя непризнать, что Джексон дал своекинематографическое прочтение "Властелина",а не просто сотворил коммерческую пустышку.Это не попкорновая сказочка, а те, ктосчитают иначе, просто что-то не разглядели вэтом фильме.

***

Сейчас давайте поговорим о том,что лично мне, самому обычному зрителю, нетолкиенисту, но и не попкорново-пивоватомутинейджеру (с точки зрения головы, а невозраста), понравилось и не понравилось вэтом фильме...

Картину ругают за утомительность и некоторую монотонность повествования. Я согласен, что фильм вовсе не является так называемым "экшном" на протяжении всех трех часов экранного времени (речь идет о первом фильме). Но это и правильно. Толкиен вовсе не писал "экшн". Определенные спокойные, неторопливые и подробные эпизоды решают определенную задачу. Вы должны проникнуться этим придуманным миром, понять, что он на самом деле существует. Поэтому фильм наполнен таким количеством иногда утомляющих подробностей. Но без них не обойтись. Делать из "Властелина" чистый "экшн" и сплошное рубилово на мечах - это значит полностью выхолостить всю идею книги, которая (идея) и так была довольно сильно упрощена в целях кинематографичности.

Толкиенисты (сразу оговорюсь, чтоэтим термином я называю всех читавших "Властелинаколец", без деления на более сложные виды,типы и категории от просто читавших дотолкиенутых) любят упрекать Джексона внеточностях. Дескать, Фродо у него слишкоммолодой, а по книге-то ему, между прочим,было аж пятьдесят лет. Понятно, что кольцо (владелецкоторого не старел) попало к Фродо, когдаему было тридцать три, и он до пятидесятивыглядел как тридцатилетний, а удолгоживущих хоббитов тридцать - это всего-навсегосовершеннолетие, но все равно Фродо вфильме слишком молод.

С этим я совершенно согласен. Идело даже не в том, что он молод, а в том, чтообраз, изображаемый Элайджей Вудом, оченьсильно отличается от образа Фродо из книги.Элайджа Вуд - инфантильный подросток сглазами затраханного кролика. При этом покниге Фродо вовсе тоже не является каким-тотам героем и крутым парнем, которому океанпо колено. У Толкиена все намного сложнее имудрее. "Не воображай, будто дело в каких-тоособых достоинствах, какими ты наделен, адругие нет. О мудрости и силе речи вообщенет. И все же выбор пал на тебя", - говоритФродо Гэндальф. 

Однако книжный Фродо - вовсене инфантилен. ОН принимает решение хранитькольцо. ОН принимает решение уничтожить его.В процессе пути ему приходится приниматьеще много решений - иногда очень тяжелых идаже страшных, - а это требует от Фродонемалого мужества и твердости характера.Поэтому он не может быть инфантильнымпросто по определению. Этим-то мне резко ине понравился экранный Фродо, который -вероятно, в угоду кинематографичности, -очень сильно изменился по сравнению скнижным хоббитом. В фильме не Фродо идетуничтожать кольцо, сопровождаемыйБратством, а Братство его тащит, в минутуопасности защищая этого задохлика. Давитьтакого Фродо, короче говоря.

Гэндальф в исполнении оченьсерьезного театрального актера ЙенаМаккелена мне понравился. Хотя многиетолкиенисты его как раз ругают.

Бильбо (Йен Хольм) - просто блеск!Хольм великолепно сыграл этого хоббита, асцена, когда он с огромным трудом пыталсярасстаться с кольцом - сделана великолепно.Есть еще вторая потрясающая сцена, когдаФродо встречается с Бильбо уже у эльфов (ктосмотрел, тот понимает, о чем идет разговор),но там уже комплименты следует адресоватьсоздателям спецэффектов.

Очень здорово также получилсяСэм (Шон Астин). Просто-таки один в один скнигой. Правда, его очень труднорассматривать вне привязки к Фродо, а Фродо...Увы и увы...

Эльф Леголас (Орландо Блум) -просто одна из лучших ролей. Особенноклассно сделаны сцены боев, когда Леголассо своим луком даже в ближнем боюухитряется выпускать стрелы со скоростьюшестиствольного пулемета, причем нам этопоказывают со всеми подробностями. Правда,в речах он чересчур пафосен, но это ужесвязано с общим подходом к диалогам вфильме.

Гном Гимли (Джон Рис-Дэвис) непонравился, по-моему, никому. Мало того, чтов фильме его сделали каким-то совершенногротескным персонажем, так еще и полностьюубрали его классные диалоги. В фильме Гимлиполучился не то опившимся самогонкойкулаком-недобитком, не то жертвой какой-тогенетической катастрофы. В книге это оченьинтересный персонаж, а в фильме всепотерялось.

Боромир в исполнении Шона Бина -очень понравился. По-моему, он именно такой,каким и должен быть. А вот Арагорн, которогоиграл Вигго Мортенсен, как-то не показался.Понятно, в первой части он еще не долженразвернуться по полной программе (речь вэтой рецензии, разумеется, идет только опервом фильме), но какой-то он совсембледный, в отличие от яркого Боромира.

Впрочем, хватит об актерах. Ролейтам очень много, и о них можно говорить добесконечности. Лучше давайте поговорим осъемках как таковых...

Сделано это все очень красиво.Подготовки к съемочному процессу велисьдевять месяцев, и все эти поселенияхоббитов, горы, пещеры и замки выглядятпотрясающе. Джексон доводил декорации домелочей, причем старался использоватькомпьютерную обработку по минимуму,предпочитая изготовить кучу волосатыххоббитских ног из латекса, нежели оволоситьноги хоббитов с помощью компьютера.

Особые восторги, конечно,вызывает совмещение "полуросликов" - хоббитов - с людьми и персонажаминормального роста. Потому что в жизни,например, Йен Маккелен и Йен Хольм -практически одинакового роста. В фильме жеБильбо ровно в два раза меньше Гэндальфа,причем их несколько раз показывают вместе.

Батальные сцены и эпизоды совсякими мостами, замками и так далее... Намой взгляд, это все сделано очень и оченькачественно. Серьезные претензии естьтолько к двум эпизодам. 

Первый - бой междуСаруманом и Гэндальфом. Личности магов вкниге очень важны. Сводить поединок междуними, даже и в целях кинематографичности,практически к комиксу или компьютернойигрушке - это в корне неправильно. Второйэпизод - бой с троллем в подземелье. Уж оченькакой-то неестественный тролль получился.Да и когда герои прыгают ему на загривок ииз живых актеров превращаются в рисованныхБуратино - это тоже как-то покоробило.Сильно снижает общее впечатление. Еще изорков Джексон сделал каких-то ожившихполуразложившихся мертвецов, что невызвало восторга у читавших книгу.

Конечно, с одной стороны, можносказать, что такой фильм не может быть безопределенных условностей. Ведь это же,упрощенно говоря, сказка, а не изложениереальных событий. Но с другой стороны, мир,созданный Толкиеном, настолько четко иподробно описан, настолько РЕАЛЕН, чтодосадные несоответствия сильно портяткартину.

Из серьезных минусов еще следуетотметить общий настрой фильма. Он получилсяочень мрачный. Чересчур мрачный. Как будтонам рассказывают страшную-престрашнуюсказку, в которой сплошные страдания,убийства и продирание сквозь жуткиеподземелья к свету. Между тем, книгасовершенно не такая. Конечно, на долюперсонажей выпало много всяких приключений,в том числе достаточно суровых и опасных,однако там, как и в реальной жизни, всесобытия имеют свои темные и светлые стороны.В книге немало юмора и всяких забавныхмоментов, в фильме же их почти нет. Покрайней мере, в первом фильме, который нампоказали. И это, на мой взгляд, плохо. Потомучто, опять же, упрощает идею книги.

Ладно, давайте резюмировать. Мнефильм, можно сказать, понравился. Своипретензии к нему я высказал, однако,повторюсь, я прекрасно понимаю, что Джексонне мог угодить и вашим, и нашим. И я считаю,что тот вариант, который снял Джексон,максимально решает эту задачу - в той мере, вкоторой она вообще решаема.

Зрители особенно сетуют на то,что первая часть как бы ничем незаканчивается, - ведь впереди еще две частиодного и того же повествования. Поначалу ятоже Джексона за это упрекал, но затемподумал - а какие у него еще были варианты?Показать сразу все 9 часов? Вместить всего"Властелина" в три или полтора часаэкранного времени? Это не вариант. Так чтообрыв действия в первой части - вполнезакономерен. Это просто начало. Продолжениеследует. To be continued, и все такое.

Нужно ли его посмотреть? Шедеврли он? "Властелин" - вовсе не шедевр. Помногим причинам, о которых мы уже говорили.Однако это, безусловно, одно из самых яркихсобытий в кинематографическом мире.Понятно, что выходу фильма предшествоваламощнейшая реклама, в которую вбухалимиллионы долларов, однако это вовсе не то жесамое, что, например, "Годзилла". Врекламу беременной ящерки тоже вбухаличерт знает сколько денег, однако она отэтого не перестала быть отстоем. "Властелин"- не отстой. Можно сколько угодно ругатьДжексона, но нельзя не признать, что онзаслуживает всяческого уважения не толькоза то, что взялся за такое практическибезнадежное дело, но и за то, что он все-такисумел в определенной мере решитьсложнейшую задачу не быть убитым толпойтолкиенистов (я утрирую, разумеется), но исделать коммерчески успешный продукт.Ребята, Джексон делал фильм не длятолкиенистов! Он его делал для попкорново-пивоватогозрителя. Но толкиенисты этот фильмпринимают всерьез, хотя за многое и ругают.А это о многом говорит.

Так что посмотреть, как мнекажется, нужно. НО! Ни в коем случае и ни подкаким видом не дома, тем более - накомпьютере или в экранной копии. Это фильмнужно смотреть только в кинотеатре и схорошим звуком. Если вы его посмотрите домав пять приемов, прерываясь на обед и напоиграть с кошкой, - даже и не приходитеделиться впечатлениями. Это будет все равно,что: "Мне вчера Рабинович Паваротти напел...Ну и противный же голос у этого Паваротти.Да еще и картавит со страшной силой"... Какс "Титаником". Почти все, кто его ругали,смотрели "Титаник" дома, нередко - впромо-копии или даже в экранке. Все, комуфильм понравился (и мне в том числе, кстати),смотрели его на большом экране.

"Властелин" снят длябольшого экрана. Его нужно смотреть толькона большом экране. Ну да, тяжело в залепросидеть три часа. Ну да, там звенятмобильники и раздается хруст пожираемогопопкорна. Но это, ребята, является одним изусловий игры. Хотите составить объективноевпечатление - смотрите в кинотеатре (вкрайнем случае - на домашнем кинотеатре, ноименно кинотеатре). Иначе даже не стоит ипытаться.

Оценки, поставленные фильму,будут отражать комплексный подход. То естья оцениваю не только фильм как таковой, но ифакт гражданского мужества Джексона.Кстати, среди критиков, насколько могзаметить, картину принято ругать. Модатакая. Типа, не воссоздал Джексон в картинедух Толкиена - и точка. При этом по многимрецензиям совершенно четко видно, чтокритики "Властелина" не читали.

И последнее, о чем я хотел бы сказать.После просмотра фильма я с большимудовольствием сел перечитывать эту книгу,которую читал много лет назад. С большим, подчеркиваю,удовольствием. Если фильм как таковойзаставит взяться за Книгу тех, кто ее читалкогда-то давно или не читал вообще, - уже заэто Джексону честь и хвала. Будете спорить?

P.S. Большое спасибо Алексу Илинскому за нарезку скриншотов для рецензии. 



Поиск по названию