13-й воин

Эта лента полтора года не выпускалась на экраны США — так что поневоле получилось, что следующая картина Джона МакТирнена «Афера Томаса Крауна» вышла в прокат даже на три недели раньше. И в последний уик-энд августа 1999 года они обе присутствовали в десятке лидеров. Но всё равно осталось неясным, что же заставило известного американского писателя, режиссёра и продюсера Майкла Крайтона столько времени препятствовать выпуску фильма «13-й воин», основанного на его, видимо, более философско-мистическом романе «Пожиратели мертвецов» (1976) о сражении средневековых воинов с неким племенем полулюдей-полуживотных. В представленной на суд зрителей версии, кажется, нет ничего из обещанных и вроде бы осуществлённых самим Крайтоном переделок ради насыщения действия особыми спецэффектами. Хотя звучит музыка другого композитора: не Грэма Ревелла, а Джерри Голдсмита, опытного мастера, который нередко способен вытянуть на необходимый художественный уровень не такой уж выигрышный отснятый материал.Правда, в случае с лентой МакТирнена никак не скажешь, что он не справился со своей работой. Но в то же время трудно настаивать и на том, что постановщик сотворил нечто необыкновенное или просто оригинальное: заранее рекламировавшиеся сложные съёмки при помощи ручной камеры Steadycam или пара кровавых моментов впечатляют, однако не более того. Что касается самой истории (а также сюжета и событий из столь варварского для современных людей прошлого — Скандинавии Х века), то опять же можно сказать, что данная картина вряд ли выдержит сравнение как с жестоким фантазийным эпосом «Конан-варвар» Джона Милиуса, так и с более реалистической сагой «Храброе сердце» Мела Гибсона.Несмотря на первоначальный значительный бюджет ($60 млн.), который, по сомнительным слухам, вырос аж до $165 млн., «13-й воин» не производит особого впечатления по своему историческому размаху и постановочным баталиям. Он, на удивление, кажется вполне добротным независимым кинопродуктом или же заставляет вспомнить сейчас выглядящие несколько наивными, но всё равно симпатичные исторические боевики 50-х годов, допустим, «Викинги» Ричарда Флайшера на схожую тему (кстати, одно из рабочих названий фильма Джона МакТирнена было как раз «Викинги»). А в какую-то минуту ловишь себе на ощущении, что «13-й воин» начинает явно напоминать такие шедевры Акиры Куросавы, как «Семь самураев» и «Трон в крови», что, может быть, даже и неплохо, ибо включает современную американскую ленту в достойный культурно-кинематографический ряд.1999


Поиск по названию