Ватель / Vatel

Драма "Ватель" (Vatel)
Режиссер - Жоффе Роланд. В ролях - Жерар Депардье, Тим Рот, Ума Турман, Джулиан Гловер. Великобритания-Франция. 2000. 113 мин.

В семидесятых годах 17-го века дела принца де Конде (Джулиан Гловер) - бравого военачальника и видного аристократа - шли из рук вон плохо. Поместья не приносили прежнего дохода, крестьяне мерли как мухи, а между тем принц, будучи настоящим вельможей, просто обязан был жить на широкую ногу. Но, как известно, если слишком широко шагать - брюки могут порваться в шагу, и от этого случится конфуз. Вот у принца он и случился - ему просто не на что жить. Правда, надо понимать, что в данном случае "не на что жить" вовсе не означает, что ему приходится глодать кости, запивая их отвратительным монтрейльским вином, вызывающим ужас у людей с тонким вкусом. Просто Конде уже не может оплачивать содержание своего огромного замка Шанти, в котором проживают толпы всякой разной челяди, призванной ублажать престарелого воина.

Кроме того, в полях сражений Конде схлопотал себе сильнейшую подагру, а как считает современная (на тот момент) медицина, облегчить страдания несчастного могут только свежевырванные сердца канареек или дроздов - короче говоря, всяких мелких птичек. А это, как вы понимаете, тоже стоит денег, причем немалых.

Однако перед принцем Конде внезапно забрезжил рассвет. В его замке появился маркиз де Лозанн (Тим Рот), который сообщил принцу, что его величество "король Солнце" Людовик XIV желают посетить Шанти, чтобы, как объяснил маркиз, "в тихих и светлых удовольствиях провинции снять хоть на мгновение ужасающее бремя государственных забот". Однако де Конде понимает, что означает визит Людовика.

Долгое время Конде был в опале, потому что во времена знаменитой Фронды выступил против королевской власти. Но сейчас король решил все-таки посетить его замок. Видать, назревает какая-то заварушка - возможно, война с Голландией, - и королю понадобились его услуги. Однако понятно, что король - надменный Людовик - не будет припадать к ногам Конде, умоляя его возглавить армию. Наоборот, Конде сам должен сделать все возможное, чтобы Людовик его об этом просил. А значит Людовик должен быть принят не только по-королевски, хотя у Конде нет на это средств, но и с таким невиданным размахом, щедростью и экстравагантностью, чтобы сердце монарха дрогнуло, и он снова принял Конде в друзья, назначив престарелого воина своим военачальником. Ведь как только Конде вернет монаршее расположение, ему уже не придется беспокоиться о деньгах...

Но как поразить Людовика и его свиту? Людей, видевших фантасмагорические зрелища, созданные для них всемогущим Фуке, но которые не произвели на них ни малейшего впечатления! Людей, чья пресыщенность вошла в поговорки, а чей цинизм превосходит все мыслимые и немыслимые пределы!

Однако у Конде есть шанс. Точнее, у него есть управляющий, которого зовут Ватель (Жерар Депардье). Ватель плодовит на выдумки, обладает отличным вкусом, неистощимой фантазией и замечательными организаторскими способностями, позволяющими ему делать такие мероприятия, которые поразят даже Людовика и его свиту.

И Ватель разворачивается на полную катушку! Неважно, что у Конде нет денег для расплаты с поставщиками. Ватель с легкостью объясняет им, что лучше сейчас ссудить Конде денег или не требовать с него плату за продукты и необходимые материалы, а потом получить все обратно, когда король назначит Конде командующим армией, чем сейчас не дать ничего, но зато и в будущем так и не дождаться уплаты Конде своих долгов, ведь ему без монаршей милости, выраженной в звонких экю и ливрах, будет просто нечем платить.

Вателю в логике не откажешь, поэтому поставщики все-таки предоставляют требуемое для пышных торжеств. И вот тут Ватель развернулся по полной программе! Все-таки, он не просто управляющий, а настоящий "магистр удовольствий, празднеств и развлечений". В его руках такое несложное событие как обед превращается в симфонию чревоугодничества, феерию наслаждений и фонтан развлечений.

Гостям все нравится. Ну, почти все. Вы же понимаете, что это не какие-то там провинциальные дворянчики, а КОРОЛЕВСКИЙ ДВОР! И эти ребята не из тех, кто будет просто так благосклонно взирать на все эти развлечения. Это король может себе позволить милостиво кивать головой и хвалить Вателя его хозяину. А остальные господа могут себе позволить и порезвиться. Они же вельможи! Например, брат короля, предпочитающий мужчин женщинам, был очарован угловатой красотой тумбообразного Вателя и пожелал его трахнуть. Маркиз де Лозанн приревновал Вателя к фрейлине королевы Анне де Монтазье (Ума Турман), к которой, между прочим, благоволит сам король. Ну, король-то может благоволить к малютке Анне, потому что Его Величеству уже наскучила мадам де Монтеспан, но Ватель-то тут при чем, возмущается маркиз.

Так что Вателю не позавидуешь. Ему нужно и дергать за многочисленные ниточки всевозможных торжеств, шоу и развлечений, и одновременно скользить между остриями придворных интриг. А это очень и очень непросто...

***

Странный фильм. Странный и очень неоднозначный. С одной стороны, с художественной, дизайнерской и декораторской точки зрения это сделано просто великолепно. Собственно, за костюмы и работу художников с дизайнерами картина в 2001 году была номинирована на "Оскар" (награду фильм так и не завоевал, но зато во Франции получил аж два "Сезара"). С другой стороны, наличие таких серьезных актеров, как Депардье, Тим Рот и Ума Турман позволяли предположить, что и с игровой точки зрения с картиной будет все в порядке - ан нет. Впрочем, на мой взгляд, виноваты тут не актеры, а сценарий и постановка.

Дело в том, что из этой истории создатели фильма попытались сделать социальную драму, а она ни черта не получилась. Ну или получилась, но не так, как, на мой взгляд, должна была быть сделана социальная драма. Слишком много перекосов и откровенных натяжек.

Ведь в действительности Ватель был шеф-поваром принца Конде, и он заколол себя шпагой, когда выяснил, что рыба, заказанная к королевскому столу (это как раз было в тот момент, когда Людовик с двором гостил у де Конде в Шанти), опаздывает. У Вателя было настолько развито чувство ответственности и профессиональной гордости, что он не смог вынести позора этого прокола и сделал прокол сам себе - как японец, совершающий сепукку, чтобы искупить кровью задетую честь.

Однако в фильме эта история рассказана совсем по-другому. С одной стороны, Ватель делает все возможное, чтобы угодить королю и двору, сотворяя совершенно фантастические празднества и пиры. Причем видно, что ему это нравится и доставляет удовольствие. Он хочет быть "магистром удовольствий и празднеств" - и он становится им. Но с другой стороны, по фильму Ватель постоянно и очень сильно переживает из-за всех этих социальных несправедливостей. Ну, когда не платят простому народу, когда угнетают крестьян, когда плюют на конюхов, трахают фрейлин, соблазняют молоденьких мальчиков и так далее. Поэтому весь фильм Ватель то расшибается в лепешку, чтобы доставить удовольствие свите короля, то начинает грустить о социальной несправедливости и позволяет себе всякие циничные намеки в сторону существующего положения дел.

Он даже говорит, что бедные - не такие уж и плохие! И это в средневековой Франции в самый разгар абсолютной монархии! Да за такие вещи надо просто башку сносить, однозначно! А его терпят. Причем не просто терпят! Ватель по фильму позволяет себе такие вещи, которые никогда не позволил бы себе даже принц крови! Например, когда Людовик заявляет, что хочет видеть Вателя и отправляет к нему посыльного, чтобы передать свое приглашение, Ватель знаете что отвечает? Что его величеству нужно будет подождать, мол, Ватель сейчас слишком занят. Мы с котом Бубликом просто рыдали, когда услышали этот простой, но трогательный ответ. Далее Вателю оставалось только подойти к Людовику и надавать ему пинков - ну, чтобы не портить впечатление.

А уж финальная сцена, когда Ватель как бы полностью обалдел от всей этой социальной несправедливости и заколол себя шпагой... Это очень слабенько сделано. Ничто в фильме не подводит к такой концовке, хотя режиссер время от времени перестает любоваться действительно впечатляющими постановками всяких торжеств и напоминает, что вокруг царит монаршеский беспредел, а народ страдает и бедствует. Вателя, видите ли, принц Конде проиграл в карты, и ему теперь предстоит переехать в Версаль. ПЕРЕЕХАТЬ В ВЕРСАЛЬ! Иметь в руках на порядок больше власти и денег, создавая для короля и двора совершенно потрясающие произведения искусства - как кулинарные, так и все остальные! Но Ватель обиделся, воспользовался этим предлогом и закололся нафик совсем. Боже, какое горе! Однако хочется сказать - ну и дурак!

Не надо считать меня совсем уж закоренелым циником. Я прекрасно разбираюсь в тонкостях взаимоотношений Художника и Хозяина, Гения и Злодея, творческой личности и быдла. Но в данном фильме, пытаясь поразмышлять над этими проблемами, создатели не сумели соблюсти должный баланс. Картина распадается на отдельные составляющие и не производит впечатление чего-то цельного. Единственные действительно цельные сцены - это празднества, шоу и увеселения. На постановку данных эпизодов потрачена куча денег, а художники и декораторы, безусловно, постарались на славу.

Но характеры в картине - плоские, прямолинейные, однако вместе с тем - очень неровные. Мне совершенно не понравился Ватель в исполнении Депардье. Похоже, что Депардье сам не знает, что делать со своим героем - вот он ничего и не делает. В трагедию Вателя как-то не веришь, его любовь с Анной де Монтазье выглядит совершенно искусственной (в том виде, в котором это показано в фильме), а уж финал мне показался откровенно дурацким. Короче говоря, хотели сделать трагедию, но настолько перестарались, что получился фарс.

И даже Тим Рот в образе злодейского маркиза де Лозанна ситуацию не спасает. Ну да, у Тима Рота хорошо получается играть злодеев. Но в данном случае и злодей получился прямолинейный и какой-то бесцветный. Даже карикатурный. Ну просто весь из себя такой злодей, что пробы ставить некуда. Так неинтересно! Злодеи не должны быть такими прямолинейными. Они в жизни такими не бывают.

Ума Турман? Не понравилась. Тоже какая-то очень неровная роль, но опять же - не она в этом виновата, а сценарий и режиссер. Они так до конца и не решили, что делать с Анной де Монтазье. С одной стороны, фаворитка короля в то время себя чувствовала как центрфорвард футбольной команды, выигравшей чемпионат мира. С другой стороны, у нее тут неожиданно возникла любовь с этим странным Вателем (причем как-то быстро любовь возникла - почти мгновенно), а с третьей - ее домогается мерзавец де Лозанн. Вот Ума Турман и не знала, куда бросаться: радоваться благосклонности короля, отбиваться от де Лозанна или увлекаться Вателем.

Короче говоря, все недостатки списываю на сценаристов и постановку. Актеры-то играют хорошие, но они просто не понимают, что им делать и кого играть. Намного более цельными получились вторичные роли - педерастический брат короля и его свита, некоторые придворные и принц Конде.

Резюмирую. Фильм вполне можно посмотреть, чтобы полюбоваться на работу художников, дизайнеров и декораторов. Однако сам сюжет и работа актеров меня несколько раздражали по причинам, о которых я уже написал. Кстати, вполне возможно, что у вас будет несколько другое мнение, и фильм вам понравится без оговорок. Ну и слава богу.

 


Поиск по названию