В спальне / In The Bedroom

Драма "В спальне" (In The Bedroom)
Режиссер - Тод Филд. В ролях - Том Уилкинсон, Сисси Спейсек, Ник Стал, Мариса Томей, Уильям Мапосер. США. 2001. 120 мин.

Да в общем, история достаточно незамысловатая. Маленький американский городок - эдакая классическая одноэтажная Америка. Тихая размеренная жизнь, почти полное отсутствие бурных страстей. Жители все друг друга знают, ходят друг к другу в гости и в курсе всех семейных проблем соседей.

Обычная американская семья - отец Мэттью Фоули (Том Уилкинсон), работающий доктором, мать Руфь Фоули (Сисси Спейсек), руководящая детским хором, сын Фрэнк (Ник Стал). Фрэнк готовится к поступлению в колледж, однако есть одно обстоятельство, которое сильно отвлекает Фрэнка от мыслей об учебе. Дело в том, что Фрэнк влюблен в молодую женщину Натали Страут (Мариса Томей), живущую неподалеку. При этом Фрэнк родителям утверждает, что никаких серьезных чувств к Натали у него нет, и что все это так, летняя интрижка, однако родителям видно, что Фрэнк очень сильно увлечен Натали. Ну, вроде, влюблен и влюблен, почему бы и нет? Пускай поженятся и живут счастливо, скажете вы.

Однако все не так просто. Во-первых, Натали значительно старше Фрэнка, и у нее есть сын Джейсон от предыдущего мужа. Но и это не составляет серьезную проблему. Основная проблема заключается в том, что у Натали есть не только ребенок от предыдущего мужа, но и сам предыдущий муж Ричард (Уильям Мапосер) - мерзкий и неуравновешенный парень. Натали его уже достаточно давно выгнала из дома, но Ричард постоянно является к Натали - якобы повидаться с сыном, - и устраивает скандалы. У Ричарда не все в порядке с головой. Не настолько, конечно, чтобы его упрятать в некое заведение, где парень никого больше не будет тревожить, но как раз настолько, чтобы весьма заметно отравлять существование Натали и Фрэнку.

Родители Фрэнка знают обо всех этих проблемах и о том, что у Фрэнка периодически происходят стычки с Ричардом, во время которых парню здорово достается - ведь Ричард очень хорошо развит физически, а Фрэнк отличается довольно хрупким телосложением, - однако предпочитают не вмешиваться, полагая, что "ребята сами разберутся". И все это заканчивается трагедией. В один прекрасный момент Ричард является в дом Натали и выстреливает из пистолета Фрэнку в голову, убив парнишку наповал.

У Ричарда - довольно состоятельные родители. Они могут себе позволить нанять весьма дорогого адвоката, который с легкостью объяснил присяжным, что Ричард действовал в состоянии аффекта, ведь Фрэнк спал с его женой, так что Ричард был вне себя и выстрелил во Фрэнка в порядке самообороны. Ведь никто не видел, как все это произошло. Натали только слышала выстрел и прибежала на кухню, когда Фрэнк был уже мертв.

И теперь получается, что Ричарда засадят не на двадцать лет, как думали родители Фрэнка, а всего лет на пять, да и то - года через три он, вероятно, выйдет за хорошее поведение. Кроме того, после предварительных слушаний стараниями адвоката Ричарда до суда вообще выпустили под залог. И он спокойно ходит по этому маленькому городку в обнимку с девицами. А родители Фрэнка, которые вообще потеряли смысл своего существования, каждый день видят гнусную ухмылку этого парня, который просто так взял и убил их сына.

***

Очень неплохое кино. Причем у меня от него осталось какое-то двойственное чувство, ведь, с одной стороны, картина не сильно похожа на американские фильмы. Наоборот, она весьма напоминает хорошее европейское кино: размеренностью и даже сонностью повествования, заставляющего не только наблюдать, но и думать, правильным подходом к психологическим проблемам, рассматриваемым в фильме - из вас не давят слезу, не пытаются управлять вашими эмоциями, - вам просто рассказывают то, что было на самом деле или могло быть на самом деле. Но с другой стороны, в то же время в картине показывается жизнь именно американцев, населяющих классический американский городок с его типичным укладом.

"Спальней" называется ловушка для лобстеров. В самом начале фильма старый друг Мэттью Фоули учит Фрэнка ловить лобстеров и показывает ему эту ловушку. В похожей ловушке и оказывается юный Фрэнк. Он ничего не может сделать с этой ситуацией. Он любит Натали, он должен защищать ее даже под угрозой собственной жизни. Он знает, что Ричард - форменный псих. Он знает, что этот урод может сделать все, что угодно. Но тем более он не может оставить Натали один на один с ним.

В такой же ловушке оказываются его родители после этой страшной трагедии. Им и так показалось, что мир вокруг них перевернулся, а тут еще выясняется, что убийца их сына получит минимальный срок и опять будет шататься по этому городку, лапать девок и нагло улыбаться им в лицо - ну что, старички, схлопотал ваш ненаглядный урод-сынулька? Так будет с каждым, кто будет трахать мою жену, пусть все знают!

Действие в картине разворачивается очень неторопливо. Собственно, так же неторопливо, как идет жизнь в этом сонном и маленьком городишке. Но, что интересно, почти до самого конца невозможно угадать, что именно будет происходить дальше. На чем будет делаться основной акцент. Сначала кажется, что в фильме будут рассматриваться аспекты взаимоотношений молоденького мальчика с женщиной, которая значительно старше его. Затем, когда очень неожиданно происходит эта трагедия, становится понятно, что сейчас речь пойдет о том, что чувствуют и как ведут себя люди, у которых в жизни происходят подобные вещи. Ведь это не боевик. Это жизнь обычных законопослушных людей. Здесь же не может быть всех этих вендетт, око за око и прочих признаков нецивилизованного мира.

Однако ближе к концу сюжет снова делает достаточно резкий поворот. Но что интересно, концовка фильма, в общем-то, ничего не меняет. Она могла быть такой, она могла быть совершенно другой. Это просто срез жизни. Одни люди поступили бы так, другие поступили бы совершенно по-другому. Важно не это. Важно то, что зрители должны подумать, что они бы сделали на месте героев? Как они повели бы себя в этой ситуации?

Во время просмотра у меня несколько раз появлялось впечатление, что фильм снят практически по "Догме" Ларса фон Триера. Нет никаких специальных средств съемки и эффектов обработки, закадровая музыка почти отсутствует, фильм снят очень камерно - чуть ли не ручной камерой. "Догма" в чистом виде. Внешние эффекты не важны. Важна чистая психология, и этим фильм как раз и хорош.

Мне понравился "В спальне". Многим зрителям, не любящим психологические фильмы, картина покажется нудной и затянутой. Во время просмотра из зала на первом часе зрители уходили (правда, их было не много, но тем не менее). Однако по окончанию фильма многие аплодировали - и я в том числе. "В спальне" не нудный и не затянутый. Он такой, каким должно быть кино, рассматривающее подобные вопросы. Просто во время его просмотра нужно думать. Фильм для этого и создан.


Поиск по названию