Бэтмен: начало / Batman Begins

Боевик "Бэтмен: начало" (Batman Begins)
Режиссер - Кристофер Нолан. В ролях - Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Лиам Нисон, Кэти Холмс, Гари Олдмен, Киллиан Мерфи, Том Уилкинсон, Рутгер Хауэр, Кен Ватанабэ, Морган Фримен, Раде Сербеджиа. США. 2005. 140 мин. Бюджет: $150 млн. Сборы по миру: $372 млн.

Ни фига себе приквел!
Восхищение кота Бублика

Как известно, "бэтманиана" как таковая себя уже давно изжила как класс. Первый "Бэтмен", снятый в 1989 году Тимом Бертоном по комиксам о похождении человека-летучей мыши, стал самым настоящим прорывом. До него только "Супермен" являлся культовым фильмом-комиксом, но с появлением "Бэтмена" на киношном небосклоне возник новый супергерой. (На самом деле была еще экранизация 1966 года, но она прорывом никак не являлась.) Бэтмена тогда сыграл Майкл Китон, а в качестве злодея Джокера выступил Джек Николсон. Фильм получил "Оскара" за декорации и собрал в прокате совершенно немыслимые на тот момент $411 миллионов при бюджете в $35 миллионов.

Разумеется, такая успешная летучая мышка должна была вернуться - что она и сделала через три года в фильме "Бэтмен возвращается", снятом тем же Тимом Бертоном. Там Бэтмену противостоял гнусный пингвин в эффектном исполнении Дэнни Де Вито, однако и сборы были пониже ($267 миллинов при $80 миллионах бюджета), да и "Оскара" не дали, хотя два раза номинировали. В общем, спасибо тебе, Бэтмен, что вернулся, но теперь можешь лететь себе с богом куда-нибудь в дальние края. Бертон это четко осознал, поэтому наотрез отказался запускать летучую мышку в третий стратегический полет.

Однако кинокомпания "Братья Вороны", которой принадлежали права на экранизацию мышиных приключений, не собиралась останавливать конвейер только потому, что главный сказочник решил отбить атаку марсиан совершенно без помощи Бэтмена. В режиссерское кресло усадили крепкого середнячка Джоэла Шумахера, и он сотворил триквел с оптимистичным названием "Бэтмен навсегда", в котором роль человека-летучей мыши досталась Вэлу Килмеру. (На роль Робина тогда пробовался Кристиан Бэйл, но персонаж достался Крису О'Доннелу.) Продолжение номинировали на три "Оскара" (ни одного не выиграли), денег собрали $372 миллиона против стомиллионного бюджета, но отзывы зрителей и критики были более чем скромные. Не провал, но классический триквел из серии "пусть ругают, но в кино все равно придут".

На этой же оптимистичной волне Шумахер затеял и четвертого Бэтмена, который вместе с Робином в последний (как тогда казалось) раз взлетел в 1997 году. Бэтмена в квадриквеле изобразил обаятельный доктор Росс, Арнольд Шварценеггер обдал всех ледяным холодом в роли Деда Мороза, но на "Оскары" четвертую часть номинировать даже и не собирались. На $125 миллионов бюджета собрали $238, зрители и критики откровенно плевались попкорном, после чего братья Вороны, облегченно вздохнув, решили, что проект уже спокойно можно хоронить - больше никаких денежек Бэтмен не соберет, хоть ты тут облетайся! Ну и похоронили - вроде как навсегда.

И вот тут в 2005 году Бэтмен снова взлетает! Причем не пятидриквелом (или как там это должно называться), а приквелом! Невероятно, но это факт - Дэвид Гоэр, написавший сценарии ко всем трем "Блэйдам", и Кристофер Нолан решили рассказать этому миру о том, откуда вообще взялся Бэтмен. Кто он такой, какие комплексы его мучили в детстве, человек он вообще или какой-то мутант - в общем, вывели Бэтмена в чистое небо.

История у парнишки оказалась достаточно богатая. В детстве он боялся летучих мышей, потом негодяй лишил его папы с мамой, и юный Брюс Уэйн (Кристиан Бэйл) остался один-одинешенек в компании с добрым дворецким Альфредом (Майкл Кейн) и черт знает сколькими миллионами компании "Уэйн", которой руководит акула-капиталист Эрл (Рутгер Хауэр).

В пубертатном возрасте Уэйн дал себе клятву сражаться с несправедливостью, для чего отправился в китайскую тюрьму, где долго портил нервы местным авторитетам, а потом его оттуда вызволил адепт тайной "Лиги теней" Генри Дюкард (Лиам Нисон), вывез на семь лет в Тибет и там долго тренировал всякими единоборствами.

В общем, дальше рассказывать, наверное, нет смысла - это все равно нужно смотреть. Потому что Уэйн вернется в родной Готэм-сити, ну и там начнет приобретать черты того самого летучего человека-мыша, которого знают и любят все обездоленные.

Это почти невероятно, но фильм получился классный. Потому что в нем практически ничего нет от прошлых "Бэтменов" - даже от первых, бертоновских. Нолан сделал свою собственную историю, очень сильно сместил там акценты, да и вообще подход как таковой, в результате чего у него получилась эдакая драма-эпос с элементами боевика.

На экранизованный комикс этот фильм похож очень мало, несмотря на некоторые подчеркнуто прорисованные элементы. В "Бэтмен: начало" угадываются отсылки ко многим другим известным картинам: все эти тайные лиги, очень своеобразно борющиеся с несправедливостью, уход в горы на тренировки, ироничный дворецкий, врачи-убийцы, супергаджеты мистера Кью (тут его подобие играет Морган Фримен) и так далее.

Однако смотрится фильм очень цельно, сюжет никакого раздражения не вызывает, а снято и сыграно это настолько мастерски, что "Бэтмен: начало" становится просто-таки незаурядным кинематографическим событием. Ну, точнее, он им и стал - на IMDB фильм занимает 102 место в списке 250 лучших фильмов всех времен и народов.

С кастингом Кристофер Нолан развлекся по полной программе. И дело даже не в количестве приглашенных знаменитостей, а в том, кого именно они играют. Лиам Нисон, который традиционно изображает всяких благородных рыцарей, тут сыграл практически главгада. Правда, сначала он кажется вроде как добрым наставником и тем самым благородным рыцарем, однако еще в начале фильма выясняется, что вся эта "Лига теней" - совершенно прогнившая организация, вроде "Братства ткачей", которая только прикрывается заботой о счастье всего человечества, а на деле преследует свои сугубо нелицеприятные цели.

Еще одного злодея из "Лиги теней" сыграл Кен Ватанабэ - знаменитый последний самурай.

В противовес Нисону традиционно негодяйский Гари Олдмен сыграл фактически Серпико - честного полицейского Джима Гордона. Олдмен, честный полицейский, да еще с очочками на носу - это было ужасно непривычно, но вполне забавно.

Роль самого Бэтмена досталась Кристиану Бэйлу (позже он еще раз сыграет у Нолана в отличном фильме "Престиж"). Впрочем, с Бэтменом как раз никакой ясности не было. На эту роль претендовали очень многие актеры, включая даже, прости господи, Эштона Кутчера - вот был бы смех. Также Нолан очень серьезно рассматривал на эту роль Джейка Джилленхолла, Киллиана Мерфи и многих других актеров. Режиссеру больше всего понравились пробы Бэйла, однако Мерфи его также впечатлил, в результате чего Киллиану досталась роль врача-убийцы Джонатана Крейна. А ведь сначала эту роль хотели предложить аж Мэрилину Мэнсону.

Кстати, роль полицейского Джима Гордона вовсе не сразу досталась Гари Олдмену. Ее предлагали Курту Расселу, Дэннису Куэйду и Крису Куперу. А Генри Дюкарда, которого изобразил Лиам Нисон, мог сыграть Вигго Мортенсен и Дэниэл Дэй-Льюис (вот это было бы очень интересно).

Дворецкого Альфреда предлагали Энтони Хопкинсу, а местного мистера Кью, которого в фильме сыграл Морган Фримен - Лоуренсу Фишберну.

Но вернемся к фильму. Мне понравилось, как Бэйл сыграл Бэтмена. Если учесть тот факт, что это именно драма, а не комиксоид, - Бэйл как раз и привнес в свою роль нужную трагическую составляющую - у него это хорошо получается.

Актеры, в общем, все были на своих местах (даже Раде Сербеджиа засветился в небольшой роли бомжа) и сыграли более чем достойно, за исключением Кэти Холмс, из которой мужественная прокурорша - примерно такая же, как из меня - романтичная балерина. Тем не менее это была практически единственная актриса, которая еще при написании сценария планировалась на эту роль - Нолан сам говорил, что в роли Рэйчел Доус он видел именно Кэти. Уж и не знаю, почему именно ее - на мой взгляд, она с ролью не справилась. Однако в России Кэти Холмс не так известна и популярна, как в Штатах, так что, возможно, я просто чего-то не учитываю.

Один из главных плюсов этого фильма - реалистичность. История Бэтмена приобрела настоящую драматургию, в результате чего фильм смотрится почти как экранизация какого-нибудь известного романа. В нем практически нет комикса - и это явный плюс. И даже всякие гаджеты, бэтмобиль и прочие приспособления - вводятся в картину на более или менее реалистичной сюжетной основе. Бэтмен - человек. В его снаряжении нет ничего фантастического - обычное торжество науки, ничего более. Ну и плюс - хорошие деньги, которые ему приносят акции корпорации "Уэйн".

Даже Готэм-сити у Нолана - вовсе не фантастический рисованный город, как в самой бэтманиане. Наоборот - город выглядит вполне реалистичным и современным. Да, это город будущего, но явно город, а не декорация.

В общем, мне очень понравилось, как это сделано. К сожалению, не удалось посмотреть фильм в оригинале (я долго ждал, когда его выпустят с оригинальной дорожкой и субтитрами) - так и не дождался. Но даже в дубляже он смотрится просто отлично - настоятельно рекомендую посмотреть даже тем, кто не выносит "бэтманиану" и фильмы-комиксы. Потому что это фактически не комикс. Это нечто совершенно иное.

P.S. В 2008 году Нолан выпустил продолжение своей бэтманианы - фильм "Темный рыцарь". В первый уик-энд проката он собрал совершенно сумасшедшую кассу - $155 миллионов. Кроме того, в Top 250 на IMDB он ворвался на первое место, обогнав "Крестного отца". На моей памяти такого еще не случалось. Так что с нетерпением ждем, когда фильм появится у нас в прокате.

***


Поиск по названию