Брат якудзы / Brother

Боевик "Брат якудзы" (Brother)
Режиссер - Такеши Китано. В ролях - Такеши Китано, Маки Куродо, Омар Эппс, Масайя Като. США-Великобритания-Япония. 2000. 114 мин.

Японская мафия называется якудза. Она чем-то очень похожа на итальянскую. Те же мафиозные кланы - семьи. Во главе каждого клана стоит дон, которого в Японии называют оябун. Да и занимается якудза тем же самым: рэкет, разбой, контроль над нелегальным и легальным бизнесом, коррупция, убийства и так далее.

Так же, как и в итальянской мафии, в якудзе есть свой очень жесткий кодекс чести. Причем еще более жесткий, чем в коза-ностре. Провинившийся боец (чуть было не написал "сотрудник") в наказание за допущенную ошибку должен сам отрезать себе мизинец. А если провинность слишком велика, то дело может окончиться не только мизинцем, но и харакири по полной программе с соблюдением соответствующего ритуала. Ну или, на худой конец, сепукку, которую в полевых условиях делать несколько проще, чем харакири. Да и быстрее.

Ямамото (Такеши Китано) по прозвищу Старший Брат - боевик якудзы. Он служит в отряде телохранителей у одного из оябунов средней руки. Внезапно случилось так, что не уберег отряд своего оябуна. Порешили их хозяина в одном из борделей, так что клан сразу осиротел. Ну, осиротел и осиротел, однако жить дальше как-то надо. Поэтому все боевики принимают предложение поступить на работу в конкурирующую фирму - семью, чей оябун как раз и отдал приказ порешить их хозяина.

Перешли все, но не Ямамото. Кодекс чести Ямамото не позволяет ему служить человеку, который убил его бывшего хозяина. Но отказавшись, Ямамото подписал себе смертный приговор. В якудзе как-то не принято отвечать отказом на некоторые предложения. Так же, как и в итальянской мафии, у них есть предложения, от которых нельзя отказаться. Поэтому друзья Ямамото собирают денег и отправляют боевика в Америку - к его младшему брату, который уехал в Штаты довольно давно. В Штатах Ямамото якудза не достанет.

Приехав в чужую страну, Ямамото находит своего младшего брата и выясняет, что тот зарабатывает себе на жизнь довольно нехитрым образом: вместе со своими друзьями - белыми и черными американцами - распространяет наркотики за мизерный процент. Ямамото вовсе не собирается в Америке работать в Макдональдсе или сидеть на пособии, поэтому он берет мелкий бизнес брата в свои руки. И действовать начинает так, как действовал в Японии: не ведая ни страха, ни жалости, ни сострадания. Все те, кто мешают Ямамото, мгновенно убиваются.

Поначалу такой способ ведения дел оказывается весьма эффективным: в Штатах к подобному беспределу не привыкли, и та беспощадная жестокость, с которой Ямамото расправляется с противниками, очень быстро расчищает ему и его подручным - младшему брату с друзьями, - путь на самый верх. Они, ловким маневром убрав основных конкурентов, стали весьма влиятельной группировкой, к которой, видя ее силу, примкнуло еще несколько банд.

Однако понятно, что долго подобный статус-кво сохраняться не может. Причем по многим причинам. Во-первых, банды как таковые сами по себе живут, что называется, быстро. Деньги, вещи, красивые машины, драгоценности и так далее, но все это очень недолго. До первой встреченной пули, а она себя ждать не заставит. Во-вторых, даже во всех этих бандитских и мафиозных делах есть своя система равновесия. Нельзя заниматься полным беспределом. Всегда должны быть какие-то границы, чтобы слишком сильно не перевешивать чашу весов. Надо уметь вовремя остановиться. Так показывает практика. Поначалу можно беспределом получить, так сказать, путевку в жизнь, занять хорошую нишу (убрав предыдущего хозяина), но дальше надо начинать договариваться. Лавировать и маневрировать, выстраивая определенную стратегию существования в этом криминальном мире. Потому что иначе тебя быстро разорвут на части, причем вовсе не беспредельщики, а владельцы других экологических ниш, которые как раз вовремя остановились и договорились друг с другом.

Но Ямамото - он же не оябун, не руководитель, не стратег. Он бандит, убийца. Единственное, что он умеет - наводить ужас и убивать. Поэтому он не может вовремя остановиться. Так что его банда обречена. И Ямамото это прекрасно знает. Но ничего сделать не может. Он может только попытаться спасти кого-то из своих...

***

На мой взгляд, Голливуд повлиял на Такеши Китано не лучшим образом. Насколько я понял, это первый его фильм, сделанный совместно с американцами (и англичанами). Собственно, оно и видно. Несмотря на то, что в картине по-прежнему остались все признаки фирменного стиля Китано, что-то неуловимо изменилось, причем явно в худшую сторону.

Рецензенты, правда, не разделяют моего скептического отношения и вовсю рассуждают, что Такеши, цитирую, "гениально соединил неповторимый колорит японских нравов и древних обычаев с головокружительной стремительностью современной Америки", но по мне - и головокружительной стремительности как-то не получилось (все-таки Ямамото - вовсе не Тони Монтана), и знаменитый японский стиль Китано как-то потерялся в американском окружении. Что-то не то. В угоду Голливуду исчезла японская созерцательность, которой всегда наполнены фильмы Такеши - причем даже самые кровавые боевики, - а вся эта американская "стремительность" - ни уму, ни сердцу. Стремительности хватает в американских боевиках. Мне не нужна она у Китано. Не его стиль!

И что интересно, старые фильмы Китано, при всей их созерцательности, никогда не были занудными. Наоборот, я их всегда смотрел не отрываясь от экрана и моля, чтобы это подольше не заканчивалось. "Брат якудзы" я смотрел, откровенно скучая и надеясь, что все это скоро закончится. Причем мне было все равно, чем это закончится. Потому что скучно. И не Китано это. Какая-то подделка. Голливудский слепок с великого Такеши. Который сделал сам Такеши. Сотворил Такеши сам себе харакири, причем не красиво и стильно, как это полагается у японцев, а на потеху публике. Впрочем, будем надеяться, что это все-таки не харакири, а отрубание мизинца.

Вот нет здесь главного - оригинальной мысли. Обычный кровавый боевичок. С немудреным намеком, что если уж лезешь в чужой монастырь со своим уставом, то будь готов к тому, что тебе этот устав засунут в соответствующее место. И хорошо еще, если без кованого переплета. Однако это все уже сто раз было. Поэтому смотреть - просто неинтересно.

Впрочем, отдельные эпизоды все-таки доставляют живейшее удовольствие: когда Китано вспоминает о своем неповторимом юморе - мягком, ненавязчивом и добром, несмотря на все кровавое окружение, - однако сам фильм оставляет скорее неприятное впечатление. Снял бы это кто-нибудь другой - возможно, не было бы такой негативной реакции. Но когда великий Китано начинает самого себя корежить под Голливуд - это производит очень нехорошее впечатление. Не хочу голливудского Китано! Хочу японского Китано!

Резюмирую. В кинотеатре смотреть не нужно. Фильм, в отличие от остальных картин Китано, вовсе не требует неотрывного внимания, да и свойственных этому режиссеру завораживающих и очень красивых картинок там нет вовсе. На видео, вероятно, его можно посмотреть, но скорее как обычный кровавый боевичок с элементами японского колорита, нежели как фильм Такеши Китано. Не полный отстой, но "я смертельно разочарован". Для какого-нибудь американского режиссера - четверка. Для Такеши Китано - двойка с плюсом.


Поиск по названию