Большой Кахуна / Big Kahuna, The

Психологическая драма "Большой Кахуна" (The Big Kahuna).
Режиссер - Джон Суонбек. В ролях - Кевин Спейси, Дэнни ДеВито, Питер Фачинелли. США. 1999.

Три профессиональных продавца, работающих на фирму, производящую смазочные материалы, приезжают на уик-энд в Вичиту, чтобы провести там так называемую конвенцию - встречу продавцов и покупателей. Двое продавцов из этой компании - Ларри (Кевин Спейси) и Фил (Дэнни ДеВито) - давно знают друг друга и часто работают вместе, а Боб (Питер Фачинелли) - совсем еще молодой парень, который недавно женился и только-только начинает осваивать азы профессии salesman-а.

Главный, ради кого они приехали, - очень важный клиент, которого они называют "Большой Кахуна" (по имени гавайского божества). Если троица сумеет убедить мистера "Большого Кахуну" разместить крупный заказ в их фирме, то компания таким образом сможет перейти на новую отметку уровня продаж, что чрезвычайно важно.

Для проведения этой конвенции Фил снял номер люкс в одном из отелей Вичиты.

Собственно, весь фильм трое продавцов сидят в номере этого отеля, ожидая "Большого Кахуну", и беседуют. Все они - очень разные люди. Ларри - очень живой и быстрый в движениях человек, острый на язык, всегда скептически настроенный и любящий критиковать всех и вся. Фил - немолодой мужчина, всю жизнь проработавший в этой профессии, находящийся сейчас не в самой лучше форме - как физической, так и моральной. У него явно какие-то серьезные проблемы со здоровьем (он категорически отказывается от спиртного, чем сильно удивляет Ларри), да и вообще - Фил безумно устал. Причем устал не от решения каких-то сиюминутных проблем, а от своей профессии и от всего того, что происходит вокруг него. Устал настолько, что почти не принимает участия в той суете, сопровождающей борьбу за клиента, которую устраивает Ларри, а просто как бы наблюдает за всем этим со стороны.

Если Ларри и Фил - люди среднего и даже пожилого возраста, много лет проработавшие в данной сфере, то Боб - совсем еще молодой человек, для которого эта деловая поездка - практически первая. Поэтому и Фил, и особенно Ларри - пытаются научить парня уму-разуму и раскрыть ему некоторые особенности профессии salesman-а.

Но случается так, что Большой Кахуна все никак не появляется. Уже прошла конвенция (в номер люкс набились какие-то люди, которые несколько часов сидели и выпивали), а главный клиент, ради которого это все затевалось, так и не пришел. У озверевшего от данной ситуации Ларри в голове даже всплывает картина, как на пороге номера вдруг появляется "Большой Кахуна", который действительно выглядит, как гавайское божество, и все собравшиеся падают на колени (эта сцена как раз и помещена на обложки кассет и DVD-дисков). Но увы, в действительности ничего этого не происходит. Большой Кахуна так и не пришел. И, судя по всему, так и не придет.

Но внезапно выясняется, что молоденький Боб, который весь вечер неуклюже исполнял обязанности бармена, ибо до более серьезной работы его не допустили, познакомился с еще одним крайне важным для фирмы клиентом. Причем не просто познакомился, а даже беседовал с ним.

- Ну, ну же, Боб, не тяни! - в один голос кричат Ларри с Филом. - Он разместит у нас заказ?

Но выясняется что Боб - вот наивняк! - беседовал с клиентом о чем угодно, только не о заказах. О собаках, об Иисусе (Боб очень набожен), но не о заказах. Фил в ужасе, а Ларри так просто устраивает Бобу скандал, заявляя, что тот никогда не станет нормальным продавцом, раз уж не сумел использовать такой шанс. Но тут выясняется, что этот клиент предложил Бобу посетить одну частную вечеринку, которая состоится через пару часов, и Ларри с Филом отправляют Боба на эту вечеринку, чтобы он исправил ситуацию и попытался хотя бы вывести клиента на Ларри с Филом, которые уж сумеют его окучить, чтобы заказ достался их фирме...

***

Это первый фильм режиссера Джона Суонбека, сценарий к которому написал Роджер Руифф по собственному произведению "Гостиничный номер". Собственно, фильм представляет собой как бы экранизированную пьесу, потому что практически все действие картины происходит в одной комнате. В нашем прокате жанр этого фильма почему-то определен как "комедия", хотя это такая же комедия, как и "Броненосец Потемкин", но я уже привык к тому, что эти ребята жанр фильма определяют исходя из картинки на обложке оригинальной кассеты. Впрочем, на западных сайтах "Большой Кахуна" все-таки отнесен к жанру психологической драмы. И данное определение звучит довольно точно. Потому что это действительно психологическая драма, а кроме того - как бы бенефис трех актеров: Кевина Спейси, Дэнни ДеВито и Питера Фачинелли.

Все трое играют просто блестяще. Причем надо иметь в виду, что в фильме нет никакого экшна, комедийных или трагедийных ситуаций, в которых актеру всегда есть где развернуться. Здесь же наоборот - только разговоры и ничего более. Просто разговоры. О профессии, о жизни, об отношении героев друг к другу и к этому миру.

Кевин Спейси - великолепен! Впрочем, как и всегда. Его Ларри - очень умный, тонкий, ироничный и язвительный человек. Он частенько поддразнивает и цепляет молодого Боба и даже своего приятеля Фила, но ум и определенная доброта натуры, тщательно скрываемая под маской иронии и скептицизма, не позволяет ему переходить определенные границы, за которыми начинается унижение человеческого достоинства.

Дэнни ДеВито также играет блестяще. Впрочем, по-другому у него и не бывает. Усталый, надломленный человек, которому, однако, приходится стать своеобразным буфером между Ларри и Бобом. В некоторых его диалогах с Ларри, когда Боб отправляется на вечеринку, звучит просто отчаяние и призыв к старому другу о помощи, хотя Фил так и не рассказывает, что же именно с ним происходит и почему ему так плохо.

Очень неплохо выглядит актер Питер Фачинелли (он начал сниматься в 1995 году) в роли Боба. Боб - очень молодой и очень наивный парнишка. Он еще совершенно не понимает, в чем именно состоят секреты работы salesman-а, но те уроки, которые ему преподает Ларри и Фил - вопреки ожиданиям, вовсе не производят на юношу должного впечатления. Похоже, что ему в скором времени придется сменить профессию, но не потому, что он не справляется, а просто у Боба есть определенные принципы в жизни, которые, несмотря на его весьма еще юный возраст, не могут поколебать ни язвительный и скептический Ларри, ни мудрый Фил. И надо сказать, что Фачинелли вовсе не остается в тени двух таких мощных актеров, как Спейси и ДеВито, а играет свою роль весьма ярко и достойно.

Теперь о самом главном - стоит ли смотреть этот фильм. Я совершенно убежден, что примерно 80% из вас, начав его смотреть, скажут: "Боже мой! Ну и скукотища!" И действительно, на первый взгляд, фильм откровенно скучен: сидят двое взрослых мужиков с одним молодым парнишкой в гостиничном номере и треплют языком. Причем, в отличие от того же моего любимого "Переполоха", диалоги вовсе не "кокаиновые", а просто люди сидят и разговаривают. Один (это Фил) вообще сначала отмалчивается, читая журнал "Пентхаус", другой иронично вправляет мозги начинающему продавцу, а затем, когда выясняется, что главный клиент так и не приехал, они начинают срываться друг на друге, обвиняя другого во всех смертных грехах. И только потом, как следует поговорив и поняв то, что творится в голове у каждого из них, приходят к выводу, что, в общем-то, никто в этой ситуации не виноват. Ну, не сложилось, так не сложилось. Надо как-то жить дальше. Ларри обязательно выкрутится, потому что он умный, напористый и обладает огромным опытом. Филу просто необходимо отдохнуть, потому что он безумно устал и уже просто не может заниматься этой работой. А Бобу вообще следует подумать - правильную ли профессию он для себя избрал.

"Большой Кахуна" относится к тем видам фильмов, которые я для себя называю "послевкусными". Честно говоря, смотрел я его без особой охоты. Поначалу было скучновато. Особенно когда стало понятно, что в фильме в любом случае не произойдет ничего необычного: Кахуна так и не появится, при этом Боб тоже не окажется тем самым Кахуной (у меня почему-то сначала было такое предположение), но уже после просмотра картины в голове остаются образы, созданные этими актерами, и фильм постепенно начинает нравиться. Точнее, начинаешь понимать, что тебе этим фильмом хотели сказать. И уж конечно, все время вспоминаешь совершенно блистательную игру актеров. Которая тем более блистательна, что базируется на очень сдержанных - в плане внешнего выражения - ролях.

Итак, этот фильм совершенно не стоит смотреть тем, кто любит экшн, стремительное развитие сюжета и большие диапазоны чувств - от дикой ярости до неимоверной радости. Более того, этот фильм вообще вряд ли кому-то понравится сразу. Ну, только если вы будете очень хорошо подготовлены к его восприятию.

Но лично я совершенно не пожалел, что посмотрел эту картину. Просто ее нужно понять, но главное - осмыслить. Причем не удивляйтесь, если это не произойдет во время просмотра этого фильма. Понимание и осмысление приходит далеко не сразу. Но когда придет - вы поймете, что этот фильм именно вам нужно было посмотреть. А если не придет - ну значит и не судьба. Значит вы еще не доросли до этого фильма (я говорю это без тени иронии, потому что уверен, что лет в 20-25 он бы мне совершенно не понравился), или он просто не для вас.



Поиск по названию