Боги и монстры / Gods and Monsters

Драма "Боги и монстры" (Gods and Monsters)
Режиссер - Билл Кондон. В ролях - Йен Маккеллен, Брендан Фрейзер, Линн Редгрейв, Лолита Давидович, Дэвид Дьюкс, Кевин Джей О'Коннор, Джек Биттс. Великобритания - США. 1998. 105 мин. Бюджет: $10 млн. Сборы по миру: : 6,5 млн.

Трудно быть богом, когда внутри тебя - монстр.
Попытка философствования кота Бублика

Клэйтон Бун (Брендан Фрейзер) - бывший морской пехотинец, а ныне - свободношатающийся молодой человек, не обремененный ни семьей, ни какими-либо устойчивыми занятиями, кроме попивания пива и потрахивания девчонок, подцепленных в баре. Клэй живет в маленьком фургончике, стоящем на берегу океана, и на жизнь зарабатывает стрижкой лужаек и подравниванием кустов.

Как-то раз Буна пригласили привести в чувство кусты и газоны обширного сада одного из особняков, в котором живет пожилой мужчина со своей экономкой-домохозяйкой по имени Ханна (Линн Редгрейв). Бун начал там работать, и в один прекрасный момент хозяин особняка пригласил Буна разделить с ним ланч. В процессе общения выяснилось, что мужчину зовут Джеймс Уэйл (Йен Маккеллен) и он - известнейший в прошлом режиссер, снявший такие хиты, как "Франкенштейн", "Невеста Франкенштейна" и еще несколько ужастиков, вошедших в классику мирового кино.

Клэй с удовольствием общается с Джеймсом, однако видно, что Уйэл испытывает к молодому садовнику достаточно своеобразный интерес. Дело в том, что режиссер - гей. Он всегда был геем и никогда особенно этого не скрывал - даже в те времена, когда нестандартная сексуальная ориентация не являлась нормой в шоу-бизнесе.

Бун не может и не хочет ответить на заигрывания Уэйла - более того, он сначала даже и не понимает причин поведения режиссера, пока Ханна ему не открывает глаза на предпочтения своего хозяина.

Однако Клэй не перестает общаться с режиссером: ему интересен этот человек и ему льстит мысль о том, что ему, простому садовнику, удалось завести дружбу с такой знаменитостью.

Одновременно ему становятся более понятными мотивы, вызывавшие к жизни монстра Франкенштейна: тот, как и сам Джеймс, был парией в обществе и очень нуждался в друзьях.

Уйэл почти всю жизнь был одинок, а под конец его еще и стали терзать монстры прошлого. Так что на самом деле интерес режиссера к Буну находится вовсе не в сексуальной сфере. Ему от этого бывшего морского пехотинца требуется нечто совершенно иное.

***

Фильм "Боги и монстры" поставлен по довольно известному роману Кристофера Брэма "Отец Франкенштейна". Несмотря на то что речь идет о литературном произведении, это фактически биопик - то есть кусочек реальной жизни известного человека. Джеймс Уэйл - знаменитый режиссер, снявший несколько фильмов, ставших классикой кинематографа. Он действительно был геем, и с его именем связано несколько скандалов на эту тему.

Насколько соответствуют действительности те события, которые описаны в романе и которые перенесены в фильм "Боги и монстры", мне неизвестно. Я думаю, что это нечто вроде "вольной реконструкции" - как это делают в журнале "Караван историй": берутся факты биографии какой-то знаменитости и вокруг этого журналист накручивает свои предположения и явные домыслы.

С другой стороны, так ли это важно, есть ли здесь четкое соответствие или нет? Режиссер Билл Кондон снял драму о стареющем - почти умирающем - режиссере, у которого в этой жизни остались практически одни лишь воспоминания.

Снята картина в несколько театральном и, я бы даже сказал, напыщенном ключе. Флешбеки воспоминаний Уэйла о войне и предыдущих событиях нарочито сделаны в искусственно выглядящих декорациях, и это еще больше подчеркивает театральность постановки.

Йен Маккеллен Уэйла играет замечательно и очень достоверно, чему, вероятно, способствует тот факт, что сам Маккеллен, как и режиссер "Франкенштейна", гомосексуалист и это вовсе не скрывает. Так что ему и данная тема, и обсуждаемые проблемы, вероятно, очень близки.

Немощь тела при пока еще остающейся твердости духа, понимание того, что почти все в этой жизни он уже потерял, накатывающие воспоминания - все это сыграно просто блестяще. Собственно, на Маккеллене эта картина и держится, и без него ее бы просто не было.

Брендан Фрейзер - актер значительно более тонкий и интеллектуальный, чем это можно представить по его ролям в "Мумиях", но ему здесь досталась не особенно выигрышная роль: Бун по сюжету - не блещущий интеллектом парень, которому в этой жизни нужны только выпивка и девки, так что Фрейзеру тут развернуться особо было негде. Тем не менее Клэйтона он сыграл очень и очень достойно.

Также впечатлила Линн Редгрейв, сыгравшая роль домохозяйки режиссера. Ханна, с одной стороны, осуждает увлечения хозяина, но с другой - работает у него много лет и, безусловно, любит его и беспокоится о нем.

Что интересно, картина была обласкана кинематографическими наградами. Билл Кондон получил "Оскара" за сценарий (адаптацию литературного произведения). Йен Маккеллен был номинирован на "Оскара" за лучшую роль первого плана, Линн Редгрейв - за лучшую роль второго плана. Также было две номинации на "Золотой глобус" - лучший фильм и лучший драматический актер (Маккеллен) и одна победа - Линн Редгрейв получила статуэтку как лучшая актриса второго плана.

Тем не менее этот фильм у меня каких-то восторгов не вызвал. Напыщенность постановки слегка раздражала, сама тематика мне также не особо близка, но посмотрел, в общем, с интересом - прежде всего из-за Маккеллена. Еще бы убрать оттуда лишнюю театральность и расширить роль Фрейзера, который здесь скорее для мебели, - на мой взгляд, было бы заметно лучше. Впрочем, кто я такой, чтобы давать советы? Как снято - так снято. А высокие награды показывают, что критики и члены жюри, в отличие от меня, фильм оценили очень высоко.

Впрочем, даже на мой взгляд, в картине есть один шедевральный момент. В самом конце, когда персонаж Фрейзера выходит выкидывать мусор, начинается дождь, и Бун вдруг идет по улице, изображая знаменитую походку монстра Франкенштейна. Это смотрится просто изумительно...

***


Поиск по названию