Близость / Closer

Драма "Близость" (Closer)
Режиссер - Майк Николс. В ролях - Джуд Лоу, Натали Портман, Клайв Оуэн, Джулия Робертс. США. 2004. 104 мин. Бюджет: $27 млн. Сборы по миру: $101 млн.

Дэн (Джуд Лоу) - начинающий лондонский писатель. В настоящий момент он работает в одном крупном издании в отделе некрологов - ну, знаете, если какая-то шишка склеивает ласты, нужно быстро достать из архива заранее заготовленное сообщение, расцветить его какими-то эвфемизмами и быстро опубликовать. Тем не менее Дэн точно знает, что скоро напишет такой роман, такой роман, что все просто ахнут. Дэн - существо достаточно инфантильное, хотя и весьма любвеобильное. Трудно сказать, чем именно он привлекает женщин - вероятно, все той же инфантильностью, - однако на недостаток женского внимания Дэн пожаловаться не может. И женщины не могут пожаловаться на недостаток внимания со стороны Дэна, потому что парень постоянно влюбляется, причем эта влюбленность настигает его как удар молнии.

Как-то раз Дэн случайно познакомился на улице с девушкой по имени Элис (Натали Портман). Элис только что вернулась из Нью-Йорка, где работала стриптизершей, поэтому забыла, что в Англии при переходе улицы нужно сначала смотреть направо, а не налево, в результате чего едва не погибла под колесами автомобиля. Дэн помог ей, они разговорились и... Словом, в результате нынешняя подружка Дэна, лингвист Руфь, очень быстро получила статус бывшей подружки. Впрочем, и с Элис у Дэна любви до гроба также не получилось, хотя он использовал события из ее жизни для своего первого романа.

Как-то раз Дэну нужно было сфотографироваться для обложки своей книги, и он отправился к фотографу-портретисту Анне (Джулия Робертс). Во время съемок - ну разумеется - Дэна снова поразил "удар молнии", и он влюбился, как малолеток, в Анну, хотя дама заметно старше него.

Анне нравится молодой писатель, но она знает, что у Дэна есть подруга, поэтому не хочет заводить с ним шашни. Дэн, нужно отдать ему должное, также пытается хоть как-то справиться со своим очередным ударом влюбленности, поэтому делает легкую провокацию: находит в Интернете в одном из чатов некоего доктора Ларри (Клайв Оуэн), любителя экзотических знакомств, и ведет с ним беседы от имени Анны. Затем Ларри знакомится с Анной, так сказать, в реале, и у них завязывается роман, несмотря на то что ни в каких чатах Анна не участвовала.

Но Дэн эту "молнию" из себя полностью выковырять так и не смог, поэтому случилось то, что должно было случиться: они с Анной закрутили роман втайне от Элис и Ларри. Впрочем, как сказано в одной детской книжке, все тайное становится явным, поэтому данный любовный квадрат - Дэн, Элис, Анна, Ларри - ждут большие потрясения. Однако, что интересно, самые, казалось бы, бесправные и угнетенные углы этого квадрата - покорная Элис и "туповатый" Ларри - в свое время выйдут на первый план, причем так, что Дэн с Анной сразу перестанут играть первую скрипку.

***

Хорошее кино. Фактически - чистый спектакль. Собственно, фильм и поставлен по весьма известной пьесе Патрика Марбера, которая выдержала более ста пятидесяти постановок различными театрами и труппами, так что можно сказать, что эта пьеса - уже современная классика.

Когда режиссер Майк Николс собирался создавать этот фильм, в первую очередь встал вопрос, какие актеры будут играть главных персонажей, потому что только по-настоящему звездные имена могут вытянуть фильм, в котором нет ни интересных декораций, ни костюмов, ни спецэффектов. Попробуйте написать в анонсе, что весь фильм две пары шляются туда-сюда и разговаривают разговоры, - кто на такое пойдет? Другое дело, если на афише стоит известное имя - оно должно привлечь зрителей.

Первоначально на роль Анны планировалась Кейт Бленчетт, однако через некоторое время она забеременела и от сотрудничества с этой актрисой Николсу пришлось отказаться. После этого Николс и продюсеры достаточно неожиданно для себя сумели договориться с Джулией Робертс - актрисой, имя которой является стопроцентной гарантией кассовых сборов в Штатах. Впрочем, Анна - совсем не ее типаж, и актриса сама это понимает, однако Джулии очень хотелось попробовать себя в драматической роли, а продюсеры были в восторге от того, что заполучили в картину звезду подобного уровня.

Вторую женскую роль отдали американке Натали Портман (родилась она в Израиле, но в Штаты переехала еще в детстве), а две мужские роли достались англичанам, часто снимающимся в голливудских фильмах, - Джуду Лоу и Клайву Оуэну. Что интересно, Клайв Оуэн уже играл в этой пьесе на сцене, однако исполнял роль Дэна, а не Ларри. А Джуд Лоу был весьма рад сыграть роль Дэна, потому что приступил к съемкам сразу после бракоразводного процесса с актрисой Сэди Фрост, так что, как он считал, был в теме.

Но прежде чем мы поговорим о работе актеров, пара слов о самом спектакле... Спектакль очень умный, тонкий и многоплановый. Это не просто определенный срез из жизни четырех людей, а точнее, двух семейных пар. В нем есть несколько мыслей, которые Марбер пытается донести до зрителей. Ну или, скажем так, несколько мыслей, которые я вынес после просмотра. Мысль первая: не нужно бороться со своими чувствами, потому что это бесполезно. Мысль вторая: если ты имеешь право на поступок или ошибку, то и твой партнер имеет право на поступок или ошибку. Мысль третья: фраза о том, что "мы должны быть честны друг с другом", - полная чушь, в том смысле, что далеко не всегда партнеру нужно рассказывать абсолютно все, даже если он(а) этого очень просит. "Лучше горькая, но правда" - это срабатывает далеко не всегда и не во всех случаях. Поэтому прежде чем сдуру выложить всю эту правду - сначала хорошенько подумай.

Ну и четвертая мысль: не нужно недооценивать темную лошадку, потому что в какой-то момент может выясниться, что эта темная лошадка всем остальным подломит ножки на повороте и к финишу придет первая, заливисто ржа, глядя на валяющихся позади соперников.

Темная лошадка в этом фильме - персонаж Клайва Оуэна доктор Ларри. Сначала он выглядит просто сексуально озабоченным олухом, который пускает слюни от интернетовского чата и на свидание, как последний кретин, является в докторском халате, потому что, видите ли, дама этого попросила. Потом Ларри выступает в роли жилетки, которую на себя надевает Анна, чтобы отвлечься от Дэна. Затем Ларри и вовсе дают от ворот поворот, а после этого... И вот после этого выясняется, что Ларри - сильный, жесткий и весьма умный мужик, который в конце концов поимел всех. Поимел аккуратно и красиво. Потому что нельзя недооценивать темную лошадку, даже если она на старте пускает слюни в Интернете.

Оуэн сыграл Ларри великолепно! Я не знаю, как он играл Дэна, но Ларри - это абсолютно его роль, и трудно сказать, кто смог бы сыграть ее лучше. Туповатый мужичок в начале, жалкий, хотя и вызывающий сочувствие брошенный муж в середине и абсолютный триумфатор в конце - это изумительно сыграно!

Вторая по значимости актерская работа - Элис в исполнении Натали Портман. Казалось бы, роль даже не второго, а где-то третьего плана, потому что почти весь фильм Элис играет роль покидаемой простушки-стриптизерши и на первый план выходит достаточно редко. И только в самом конце, в финальной сцене, Натали показывает такой высокий класс, что просто хочется снять шляпу - она отличная актриса! Нет смысла пересказывать, что она там сказала и как, но буквально одна фраза в сочетании с интонацией и выражением глаз - это просто шедевр!

Джуд Лоу сыграл вполне хорошо, но то ли не хватило каких-то красок, то ли сам его персонаж не может вызывать ярких эмоций... В общем, чего-то не хватает. Хотя характер создан достаточно точно: любвеобильный, но совершенно инфантильный парень, способный на влюбленности, но не способный на сильные поступки.

Джулия Робертс, несмотря на то что она считается главной звездой фильма, мне совершенно не понравилась. Это не ее роль. Она не драматическая актриса. Простушка из народа, красивая и решительная, дамочка из романтических комедий или выходящая в люди проститутка - сколько угодно! Но на серьезную роль в классном спектакле она просто не тянет! Хотя и старается. Поэтому Робертс здесь, на мой взгляд, определенным образом портила всю картину. Была бы на ее месте та же Кейт Бленчетт - было бы точно значительно лучше. А уж актриса уровня Мэрил Стрип или Эммы Томпсон (правда, они обе, увы, уже не в той возрастной категории) - это был бы просто шедевр при наличии тех же остальных трех актеров.

Фильм "Близость" - для достаточно взрослой аудитории. Тинейджерам он, как правило, не нравится, да и не может понравиться: они не понимают, в чем суть довольно сложных и тонких психологических взаимоотношений персонажей. Они с этим просто не сталкивались. Кроме того, картина не предназначена для той категории зрителей, которых утомляют "бесконечные разговоры". Здесь ничего нет, кроме этих разговоров. Но как это все классно поставлено и сыграно...

Ну и традиционное заклинание. На лицензионном диске этот фильм переведен достаточно неплохо (собственно, текст-то как таковой там простой), однако озвучка дубляжа мне не понравилась. Я смотрел в оригинале, а потом специально сравнил с озвучкой - впечатление очень здорово портится. Но оно и понятно: как бы ни были хороши актеры, озвучивающие героев, - это все равно не Лоу, не Оуэн и не Портман. Поэтому получается, что когда вы смотрите этот фильм в дубляже, то теряете половину удовольствия.

***

 



***

 


Поиск по названию