Бессонница / Insomnia

Криминальная драма "Бессонница" (Insomnia)
Режиссер - Кристофер Нолан. В ролях - Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суонк, Мартин Донован. США. 2002. 118 мин.

Будет сидеть! Я сказал!
Жеглов

Кошелек, кошелек...
Какой кошелек?
Кирпич

Бессонница - это сборник фильмов Люка Бессона.
(с) Ян Розенфельд

Вероятно, Кристофер Нолан не смотрел замечательный сериал "Место встречи изменить нельзя", потому что иначе он бы тогда вряд ли взялся делать кино о том, хорошо или плохо ставить закон в одну интересную позу во имя сурового исполнения все того же закона... Что интересно, завязка сюжета "Бессонницы" довольно легко перекладывается на образы героев фильма Говорухина. Вот как выглядел этот фильм, если бы Говорухин додумался снять его как сиквел "Места встречи...".

В маленьком городке на краю Чукотки произошло убийство: неизвестный преступник до смерти избил юную девушку. Для расследования этого убийства непонятно с какой стати вызвали двух спецов из самой Москвы - заметно постаревшего Глеба Жеглова, а также его верного помощника Володю Шарапова. За время, прошедшее с первого фильма, противоречия между Жегловым и Шараповым достигли апогея. Жеглов по-прежнему подкидывал ворам в карманы кошельки и занимался незаконным рукоприкладством, а Шарапов четко пришел к мысли, что Эра милосердия не позволяет нарушать закон во имя закона, поэтому он накатал на Жеглова телегу в министерство, и теперь Глеба Егорыча будут судить и, вероятно, выгонят с работы. А невинно посаженного в тюрьму Кирпича отпустят и перед ним даже извинятся.

Но сначала они должны раскрыть убийство девочки в этом маленьком городишке на краю земли, где полгода длится полярный день, а другую половину года - полярная ночь. Жеглов - крепкий профессионал, поэтому он сразу выяснил, что девочка ходила на лекции некоего профессора Груздева. Тут Жеглову и стало понятно, что именно Груздев причастен к убийству. Тем более, что он очень подозрительный: уже немолодой, нервный, орет периодически... Такому убить девочку - раз плюнуть. И Жеглов с Шараповым отправляются в маленькую заброшенную библиотеку, где по предположениям Жеглова Груздев и забил девочку до смерти учебником по высшей математике.

Однако в библиотеке Чубайс отключил свет за неуплату, поэтому когда профессор явился, чтобы скрыть орудие преступления, и Жеглов затеял с ним перестрелку, маститый опер сослепу засадил пулю прямо в живот Шарапову. Тот умер. Но Жеглов представил дело как несчастный случай в процессе оперативной работы, и расследование спустили на тормозах. Правда, Петюня, который за годы работы в МУРе выслужился до крупной шишки, пытался по телефону навесить на Жеглова всех собак, но тот, настоящий оперативник, на всех этих толстозадых милицейских бюрократов клал с невероятно огромным прибором, поэтому Глеб просто обматерил Петюню по-своему, по-муровски, после чего Петюня и отстал.

Но после этого начались самые проблемы. Выяснилось, что Груздев видел, как Жеглов замочил Шарапова. И теперь Груздев, на чьей стороне все козыри, начинает со страшной силой шантажировать матерого оперативника. Тому и приходится решать, как выкручиваться из данной ситуации: сажать убийцу Груздева, который при этом заложит его самого (недаром Жеглов не доверял этим паршивым интеллигентишкам), либо же не сажать Груздева, спасая свое реноме. Профессиональный долг у Жеглова приходит в противоречие с инстинктом самосохранения. И от всего этого Жеглов совершенно перестает спать. Ну просто совсем...

***

Это первый фильм с Аль Пачино, который мне совершенно не понравился. И фильм не понравился, и Аль Пачино. Повествование "Бессонницы" - тягучее и занудное. Слабые попытки режиссера нагнать хоть какого-нибудь напряжения дают свои плоды минуты две, а потом вяло агонизируют и полностью испускают дух, заставляя думать про себя: "Ну когда же это все закончится?"

Чем это все закончится - в общем, понятно с самого начала. Поэтому не думайте, что вас ожидает некий саспенсообразный триллер, во время просмотра которого вы сломаете пару-тройку подлокотников кресла. Ну да, Уилл Дормер (Аль Пачино) - крутой специалист, который непонятно зачем прилетел со своим напарником в какой-то крошечный городок на Аляске, чтобы расследовать убийство девочки. Ну да, он очень быстро вычислил убийцу, но во время попытки его задержания завалил своего напарника, который недавно накатал на него рапорт. Ну да, убийца девочки - писатель Уолтер Финч (Робин Уильямс) - видел, как Дормер грохнул напарника, и теперь его шантажирует. А Дормер в старые времена подкинул кошелек в карман Кирпича и теперь переживает настолько, что ни черта не спит. Конечно, он не только на эту тему переживает - у Дормера хватает побудительных переживательных моментов, - но и на эту тему тоже. Все. Более ничего.

Не очень приятно смотреть фильм интересного режиссера с блестящими актерами, которые явно не очень понимают, что они тут, собственно, вообще должны играть, и какого черта Нолан сделал ремейк на норвежский фильм 1997 года, который и тогда-то шумным успехом не пользовался.

Все это попросту скучно. Скучен заметно постаревший Аль Пачино, который, конечно, очень достоверно изображает человека, уже ничего не соображающего от жуткой бессонницы, однако его попытки передать мощные психологические терзания Дормера - к желаемому эффекту не приводят, потому что хорошо видно, насколько Аль Пачино до фонаря Дормер, а самому Дормеру до фонаря все окружающее - ему бы поспать трое суток не просыпаясь. С одной стороны, в этом, вероятно, и есть глубокая режиссерская задумка. С другой стороны, нет ничего более нудного, чем наблюдать за не спавшим несколько суток человеком и вспоминать свои собственные бессонные ощущения. Ну его к черту, такое развлечение, вот что я вам скажу.

Робин Уильямс в роли убийцы-писателя - несколько более динамичный и, соответственно, несколько менее нудный, однако его образу не хватает психопатичности и кровожадности, а его рассказ о том, почему он замочил несчастную девчушку - неубедителен. Такому рассказу не поверил бы ни один суд, и Уильямса бы оправдали.

О Хилари Суонк даже и говорить не хочу. Ходит туда-сюда, сначала восхищается крутым профессионалом Дормером, а затем начинает его подозревать. Все предсказуемо до потрескивания нижней челюсти в момент оглушительного зевания.

В общем, я не в восторге от этого фильма. Не то чтобы он совсем уж плохой, но скучный и нудный - факт. Это первый фильм с моим любимым Аль Пачино, который мне не понравился. Ну что ж, и на старушку бывает прорушка. Простим великому Аль Пачино этот кинематографический каприз. Просто он в реальности действительно страдает бессонницей. Поэтому, вероятно, и проявил интерес к этому фильму, хотя этот актер обычно очень щепетильно относится к выбору ролей...

В кино этот фильм точно смотреть не нужно. На кассете - только в том случае, если вас грызет бессонница и вам хочется, чтобы она грызла не только вас. Аль Пачино она грызет вполне натурально. А все эти так называемые психологические навороты вокруг - от лукавого. Не впечатляют, однозначно.


Поиск по названию