БЕЙСкетбол / BASEketball

Комедия "БЕЙСкетбол" (BASEketball).
Режиссер - Дэвид Цукер. В ролях - ТрейПаркер, Мэтт Стоун. 1998. США.

Сначала цитаты: "Оченьсмешно" - Нью-Йорк Таймс. "Все лучшиеэлементы американской комедии представлены вэтой картине" - Сан-Франциско Кроникл...

Прочитав эти ласковые слова накассете, я было уже решил, что точно не буду еесмотреть, помня о том, что хвалят обычно толькополный отстой, потому что хорошие фильмы вподобной дешевой рекламе не нуждаются... Но потомвдруг увидел на кассете имя режиссера - ДэвидЦукер (некоторые переводчики его ухитряютсяназывать "Закером"... сами они -"закеры")... Да-да, тот самый Дэвид Цукер,который со своим братом Джерри и товарищем поколледжу Джимом Абрахамсом сняли совершеннопотрясающие "Совершенно секретно","Аэроплан" и "Голый пистолет"... Фильмы,ставшие живой классикой пародийного жанра.

Братья Цукеры и Абрахамс... У меня даже на глаза навернулись слезы умиления, потому что я вспомнил те благословенные времена, когда юный Леша Экслер стал председателем клуба любителей цукеровских фильмов. А было это так... В далекие студенческие годы у моего друга Яна Розенфельда появился видеомагнитофон с одной кассетой. С одной единственной кассетой, на которой были записаны фильмы "Аэроплан-1" и "Аэроплан-2". Мы с Яном эти два фильма смотрели вдоль и поперек раз по сорок, выучили их наизусть, постоянно цитировали фразы оттуда и обсуждали каждый эпизод. Как-то само собой родился клуб любителей цукеровских фильмов, где я был председателем, как самый главный фанат, а Ян стал сопредседателем, потому что владел кассетой с "аэропланами".

Клуб преспокойно существовалнесколько месяцев, я исправно собирал с Яначленские взносы, мы на них покупали бутылку"Алазанской долины", пили вино ипересматривали "Аэроплан" снова и снова.Казалось, такая безмятежная жизнь будетпродолжаться вечно. Но однажды случилосьСТРАШНОЕ...

Как-то раз я пришел к Яну и попросилпоставить "Аэроплан-2", чтобы еще разпосмотреть во всех подробностях один эпизод. Итут Ян мне заявил, что не может поставить"Аэроплан", потому что на эту кассету, видители, он записал "Терминатор". Выпредставляете, какое кощунство? На кассету с"Аэропланом" он записал какой-тотерминатор!!! Конечно, скандал был ужасный. Ян стреском был выгнан из Клуба, где остался всегоодин человек - председатель. То есть я. Но Клуб - неисчез! Он продолжал существовать даже с однимчленом и даже несмотря на то, что членские взносыперестали поступать... Обо всем этом я с нежностьювспоминал, держа в руках кассету. И вот - новыйфильм Дэвида Цукера...

Мда... Какой кошмар! Впрочем,неудивительно. У всех, даже великих киномастеровбывают ситуации, когда они начинают сниматьполный отстой. У кого-то это происходитпостепенно, но некоторые довольно резкопереходят от блестящих фильмов к полной дешевке.Так что чему удивляться? После последних фильмовДанелии и Рязанова я уже ничему не удивляюсь. Воти "БЕЙСкетбол" Цукера, каким бы кошмаром онни оказался, шока не вызвал. Ну, полный кошмар. Ичто с того? Мы любим Цукера не за это.

Фильм, между тем, сделан повсем законам цукеровско-абрахамского жанра. Естьсюжет, в котором, как обычно, пародируетсябольшее количество всевозможных фильмов. Причемна этот раз Цукер решил затронуть спортивнуютему...

Вдалеких двухтысячных годах спорт окончательнокоммерциализировался. Спортсмены непрерывнопереходят из клуба в клуб, сами клубы переезжаютиз города в город, непосредственно всоревнованиях никто не заинтересован, потому чтоглавное для любого спортсмена - реклама товаровфирм-спонсоров (лично мне не очень понятно,почему речь идет о будущем; по-моему, все этопроисходит и сейчас). Разумеется, подобнаяситуация серьезным образом отразилась напосещаемости спортивных состязаний, то естьпосещаемости, как таковой, уже нет вообще.

Но где-то в американскойглубинке живут два отличных, хотя ипридурковатых парня - Джо Купер (Трей Паркер) иДаг Ремер (Мэтт Стоун), которым суждено несколькоизменить ход вещей. Как-то так получается, что наодной из вечеринок Джо и Даг придумали новуюигру, которая называется БЕЙСкетбол - эдакаясмесь из бейсбола и баскетбола. Суть ее оченьпроста. Игроки одной команды должны с местазабрасывать мяч в корзину, а игроки другойкоманды должны их всячески отвлекать любымипутями. Как угодно отвлекать: говорить гадости,делать так, чтобы противника стошнило и такдалее. Затем команды меняются. Вот и все нехитрыеправила. Но игра внезапно завоевывает бешенуюпопулярность, потому что: во-первых - площадку длянее очень легко сделать, во-вторых - у игроков недолжно быть никакой специальной подготовки.Просто выходи и играй.

К тому же, у ребят ещепоявился спонсор - Тэд Денслоу, который учреждаетбейсбольную лигу с условием, что игрокам будетзапрещено переходить из клуба в клуб, и вообщевсе игры будут проходить под лозунгом "Долой"Хованщину" с оперных подмостков"... всмысле - "Долой коммерцию с бейскетбольногополя".

Все,вроде, идет хорошо. Нищие ребята (ведь коммерциязапрещена) выигрывают игру за игрой, а бейскетболзавоевывает все большую и большую популярность.Внезапно Тэд Денслоу умирает (в лучшихцукеровских традициях - давится сосиской) и некийспортивный ЗЛОДЕЙ пытается заставить ребятстать богатыми и счастливыми. Купер этомусопротивляется, желая остаться бедным и больным,а Даг наоборот - совершенно не прочь статьбогатым и здоровым. Короче говоря, друзьяссорятся и чуть было не проигрывают чемпионат, нозатем в дело вступает МУЖСКАЯ ДРУЖБА и все такое,ребята нежно целуются с использованием язычка иснова становятся бедными, но счастливыми, аЗЛОДЕЙ отправляется горестно пересчитывать своимиллионы. Там еще много всяких сюжетных линий -любовная, черно-юморная и так далее, но это всевряд ли имеет смысл пересказывать.

Чтоможно сказать об этом фильме? У меня сложилосьтакое впечатление, что у Цукера внезапнопоменяли полярность. Как у магнита. То, что былосмешным - стало пошлым. Веселенький черный юмор,по которому они были большими специалистами,стал просто чернушным. Этот фильм, к моему ужасу,больше смахивает на совершенно кошмарнуюпародию на старые цукеровские фильмы. Почему онстал снимать настолько плохо - трудно сказать.Быть может, втроем режиссеры прекрасно дополнялии сдерживали друг друга, чего стало сильно нехватать, когда они стали снимать по одиночке.Абрахамс один начинал хорошо, но все больше ибольше стал сползать в сторону довольносвоеобразного юмора, когда картина считаетсянеполной, если там кто-то не пукает или не блюеткаждые пять минут. Похоже, что с Цукеромслучилось то же самое.

Куда делся ироничный,изящный и довольно тонкий юмор Цукеров? Ладноеще, что пропала знаменитая многоплановость ихфильмов, когда на двух-трех-четырех планах одногокадра происходят совершенно разные и забавныесценки. Это все можно пережить. Но когда все это вконце концов вырождается в совершенно дурацкую,утомительную, но что самое главное - совершеннонесмешную пошлятину, становится очень грустно.Где ты, Цукер? Где новый "Аэроплан"? Где"Голый пистолет", который вообще начинался стелевизионного сериала (он потом вышел отдельнымфильмом) и вопреки всем законам в каждом новомпродолжении был не хуже предыдущего...

Увы, нет больше старогоЦукера. Сценарий слаб до невозможности. Цукерпопытался компенсировать недостаток хорошегоюмора - юмором шокирующим, который часто простовыходит за рамки приличий, но смешнее от этогофильм не становится. Наоборот, мне часто простоприходилось закрывать коту Бублику глаза, чтобыон не видел эту тошнотворную пошлятину.

Короче говоря, картинабезусловно не удалась. И я, честно говоря, слегкаобалдел, когда почитал критику. Ладно еще, когдана кассете написана всякая чушь, чтобы ее лучшепокупали. Но когда критик называет эту тупейшуюпошлятину "комедией невероятно умной иневероятно смешной", то я думаю, что или ячто-то не понимаю в этой жизни, или эта жизньчто-то не понимает во мне. Или критик долго исмачно курил косяк перед просмотром этогофильма.

Чтобыисключить всякие посторонние воздействия (типаплохого настроения, состояния или помех во времяпросмотра), я эту картину посмотрел аж два раза сперерывом в месяц. Увы, второй просмотр толькоподтвердил первоначальный вердикт - КОШМАРНЫЙОТСТОЙ. Поэтому критики меня сильно удивили.Ладно еще, когда на Видеогиде пишут "Хотясвежести первых лент уже нет, на мой взгляд, этоталантливая сатира на американскую культуру,духовность и образ жизни", потому чтосатирой на американскую (и любую другую) культуруи духовность можно назвать вообще любой фильм.Это просто такой прием у критиков. Когда незнаешь, чего писать, пиши "это сатира на(вставить по вкусу)-ую культуру и духовность".Иногда "духовность" можно заменять термином"бездуховность". А "образ жизни" -"манерой поведения". И дальше с легкостьюделается рецензия. Например... "Фильм"Титаник" - это талантливая пародия наамериканскую культуру, духовность и образ жизни.Он лишний раз напоминает американцам о том, чтоне в деньгах и не в погоне за наживой счастье! Недаром корабль тонет,унося с собой в пучину представителей классаугнетателей, обвешанных бриллиантами, а бедная,но свободолюбивая Скарлет, пардон, Кейт Уинслетспасается, чтобы через много-много летисследовать морские глубины с помощьюроссийского корабля "Академик Келдыш". Или"Фильм "Клеопатра" стал блистательной иедкой пародией на американский образ жизни.Режиссер в аллегорической форме, используя дляпримера древнюю Лесопотамию, показал, чторазвратное и агрессивное поведение никогда недоведет до добра!"

Некоторые критики фильмвообще не смотрели. Я знаю, что это признаквысокого профессионализма - писать рецензию нафильм, его не посмотрев, но когда Ростоцкий изжурнала "Премьер" пишет, что "Разумеется,не обошлось и без традиционного для Цукераерничества - на сей раз, помимо великогомножества фильмов о спорте, на экране с плохоскрываемым удовольствием разделывают под орехоскаровских любимцев - "Храброе сердце" и"Титаник"", я начинаю думать, что у менячто-то не в порядке с головой. Потому что в фильменет ни одного намека ни на "Храброе сердце",ни на "Титаник". Впрочем, может быть,"Титаник" напоминает лед в морозилке у Джо?Черт его знает. Ничего другого я предположить немогу.

Заканчиваю эту заметку эпизодом изфильма:
Джо Купер разговаривает с больным ребенком:
- Знаешь, Купер, - говорит больной ребенок. - Яумру.
- Ну и что? - отвечает Купер. - Мы все когда-нибудьумрем.
- Да, - говорит ребенок. - Но вы же умрете не на этойнеделе!

Смешно? Да просто обхохотаться нафик!


Этот фильм на:

IMDB (американскаяинтернетовская база видеофильмов)

Сайте"Видеогид"



Поиск по названию