Без лица / Face Off

Боевик "Без лица" (Face/Off).
Режиссер - Джон Ву. В ролях - Джон Траволта, Николас Кейдж, Джоан Аллен, Алессандро Нивола, Джина Гершон. США. 1997.

А все так легко и приятно начиналось... Первый эпизод вполне укладывался в рамки старинной песенки "Он был титулярный советник, она - генеральская дочь", правда, в боевиковом варианте, то есть он был Герой - агент ФБР Шон Арчер (Джон Траволта), а она, то есть он, был Злодей - сумасшедший террорист Кастор Трой (Николас Кейдж).

Как водится, сумасшедший террорист пришел за жизнью Шона (это ничего, что я так высокопарно выражаюсь?), однако Акела промахнулся и злодейски убил сына Арчера, за что мы Кастора с котом Бубликом возненавидели со страшной силой. Кстати, несмотря на то, что Кастор все равно мог с легкостью пристрелить Шона, подтвердив свою профессиональную репутацию, он этого почему-то не сделал, а заплакал и ушел с места преступления, в сердцах разрывая носовой платок и приговаривая: "Опять, блин, ничего не получилось", чем сразу изрядно испортил в наших глазах свой образ крутого террориста.

Начало, как видите, было вполне типичным, потому что после этого было вполне понятно, что дальше произойдет... Шон выяснит, кто стрелял в его сына, после чего весь фильм будет гоняться за Троем на мотоцикле, полицейской машине, собственной машине, велосипеде, самолете и даже на дрезине, чтобы настигнуть негодяя где-нибудь на заводе, который, как обычно, совершенно пуст, однако в нем можно привести в действие любые механизмы... 

И тут разгорится финальное ЧУКАЛОВО, когда Трой привяжет жену Шона к циркулярной пиле, дочку Шона к плавильной печи, а любимые тапочки Шона станет держать над расплавленным чугуном, крича: "Ну выстрели в меня, крутой парень, выстрели! Если я упаду в чан, то твоим тапкам - крышка!" Но Шон отвлечет его ловким ударом по мозжечку, после чего они будут очень долго и красиво драться, разметав все огнетушители по территории завода, за что начальник смены на следующий день получит по балде от пожарника.

Однако действительность грубо обманула наши светлые мечты! Джон Ву презрел все голливудские стереотипы (все-таки, хорошо, когда голливудские фильмы снимает неамериканец, а даже наоборот - китаец) и наворотил ТАКОГО, что мы с Бубликом сидели, как вкопанные и не могли оторваться. Я вам чуть-чуть приоткрою завесу тайны над сюжетом, но много рассказывать не буду, чтобы вам было интересно смотреть. Итак...

... Арчер, разумеется, выследил негодяйского Троя, и ЧУКАЛОВО разгорелось в самом начале фильма, причем вовсе не на заводе, а на взлетной полосе. Взлететь пытался Трой в виде самолета, но Арчер в виде машины, а потом и вертолета снес ему нафик все элероны, лонжероны, стабилизаторы и турбулентные завихрения так, что самолет взлететь не смог, и Трой, вроде как, умер.

Ну, умер и умер, хоронить его Арчера никто не заставлял. Но выяснилась маленькая, но очень пикантная подробность: Трой замыслил жуткий террористический акт, под который заложил кошмарную бомбу черт знает где. Хотя об этом знает не только вроде как умерший Кастор Трой, но и его брат - Поллукс Трой (намек на мифологических Кастора и Поллукса у сценариста получился на уровне ассоциаций третьеклассника, мол, те братья и эти братья, однако некоторые критики посчитали это удачной метафорой и долго обмусоливали данную тему; впрочем, о мифологии - чуть позже). Поэтому Арчеру федералы предлагают забавную мульку: стянуть кожу лица с находящегося в коме Троя и насадить ее на Арчера. А лицо Арчера временно пустить поплавать в спирту. При этом Арчера в образе Троя федералы засадят в тюрьму к Поллуксу, и Арчер у Поллукса выведает, где находится бомба.

Арчер, конечно, поначалу отказывается, но федералы настаивают, поэтому Арчер задумывается все больше и больше, а потом соглашается. Врачи быстренько снимают морду с Троя и с Арчера, прилепляют морду Троя на Арчера и отправляют его в тюрьму. А морду Арчера пускают плавать в спиртяшке. Однако Трой внезапно приходит в себя. То ли ему приснилось что-то не то, то ли без лица стало холодно, короче говоря, он встал, вызвал своих подручных, и они приводят доктора, который пришивает Трою лицо Арчера. Трой в знак благодарности пришивает доктора и отправляется жить жизнью Арчера. При этом Арчер с рожей Троя остается в тюрьме, причем, вроде как, навсегда. А Трой с лицом Арчера живет с его женой, проверяет дневник у его дочери и все такое. Короче говоря, сюжет закрутился - круче некуда. Бублик себе все когти на лапах сгрыз в нетерпении, когда ждал, чем это все закончится. Разумеется, Арчер с рожей Троя долго в тюрьме сидеть не захотел, поэтому организовал побег и отправился расправляться с Троем, который внаглую носил его собственное лицо. И тут ТАКОЕ началось...

***

Очень забавный и захватывающий боевичок. Очень и очень. Я только теперь понял, чем же хорош Джон Ву. Потому что все те же приемы, которые в "Невыполнимой миссии 2" смотрелись утомительно и натянуто, здесь были совершенно к месту и производили весьма хорошее впечатление. Сюжет получился на порядок оригинальнее и интересней, чем в большинстве поделок на эту тему. Тут тебе и боевик, и драма, и трагедия, и триллер, и лихая закрученность сюжета, и крутые драки со спецэффектами, и психологические навороты, и мастерство актеров. О последних стоит сказать отдельно.

Кейдж и Траволта - оба хороши в этом фильме. Весьма хороши. Причем, что интересно, одни критики пишут, что "Траволта явно проиграл Кейджу", а другие с той же уверенностью заявляют, что "Кейдж проиграл Траволте". Суть фильма ведь состоит в том, что каждый из этих актеров одну часть фильма играет одного персонажа, а другую часть - совершенно другого. На мой взгляд, и Траволта и Кейдж с задачей справились просто отлично. Хотя Траволта мне понравился больше.

Кроме того, Ву умеет довольно красиво снимать некоторые сцены. Он, например, обожает задержать пулю в воздухе, ухватить миг ее упругого полета, когда через мгновенье эта железная болванка врежется кому-нибудь в башку, и персонаж отправится на следующую реинкарнацию. Еще у Ву время от времени начинают летать белые голуби, символизируя собой то ли скорейшее наступление мира, то ли просто угрозу шляпам главных героев. Но повторяю, что мне очень понравился этот фильм и то, как он сделан. Эдакий стеб, снятый совершенно серьезно, с соблюдением всех законов жанра плюс некоторые весьма интересные находки. Смотрится это все очень эффектно, и фильм захватывает от первой до последней минуты. Я не успокоился, пока не посмотрел его до конца, хотя у меня вовсе не было двух часов на просмотр этой картины.

Правда, с Кастором и Поллуксом сценарист перемудрил. Вероятно, он где-то слышал, что были такие братья, поэтому двух главных негодяев назвал этими именами. Между тем, в мифологии Кастор и Поллукс, во-первых, были героями, а не негодяями. Во-вторых, Кастор славился как укротитель коней и был смертным, а Поллукс (в греческой мифологии его звали Полидевк) был бессмертен и славился как кулачный боец. В фильме же Поллукс славится как укротитель компьютеров (собственно, те же кони) и помирает раньше Кастора, а Кастор даже без лица ухитрился выжить и славился как беспощадный убийца (кулачный боец). Впрочем, голливудские сценаристы любят такие приколы. То у них простой сильнопьющий нью-йоркский полицейский - Иерихон, то мелкого убийцу зовут Ирод, ну и так далее...

Резюмирую. Посмотреть еще как можно! Несмотря на то, что это боевик, нет ощущения бесконечных клонов сюжетных линий (как с другими фильмами подобного жанра), есть весьма удачные режиссерские находки, да и актеры - очень на уровне. Лично я этот фильм посмотрел с удовольствием и был, можно сказать, весьма захвачен происходящим. Не говоря уж о коте Бублике, который так напряженно следил за происходящем на экране, что чуть было не пропустил ЧАС КОРМЛЕНИЯ ПУШИСТОГО ЖИВОТНОГО.



Поиск по названию