Беги без оглядки / Running Scared

Боевик "Беги без оглядки" (Running Scared)
Режиссер - Уэйн Крамер. В ролях - Пол Уокер, Кэмерон Брайт, Вера Фармига, Чазз Палминтери, Карел Роден, Джонни Месснер, Ивана Милешевич, Алекс Ньюбергер, Джон Нобл, Артур Наскарелла. Германия-США. 2006. 122 мин. Бюджет: $15 млн. Сборы по миру: $9 млн.

Соседский мальчишка увидел.
Шо с его взять? Киндер, пацан!
Савва Игнатьевич

У молодого парня Джоуи Газелли (Пол Уокер) есть жена Тереза (Вера Фармига) и сын Никки (Алекс Ньюбергер). Однако Джоуи зарабатывает на жизнь себе и своей семье вовсе не просиживанием штанов на пластиковом клерковском стульчике в какой-нибудь конторке. Он, что называется, связался с плохими парнями, а именно - работает на мафиозного босса Фрэнки Перелло (Артур Наскарелла) вместе с его сыном Томми (Джонни Месснер). Что делают эти ребята? Разумеется, поставляют наркотики, не конструкторами же Lego им торговать.

Как-то раз во время очередной операции по реализации весьма значительной партии кокаина, тянущей не на один миллион долларов, в помещение, где производилось тестирование товара, ворвались странные люди в масках, которые потребовали отдать им и деньги, и наркотики. Завязалась небольшая потасовка - Томми Перелло не любит, когда всякие залетные поцы пытаются лишить его отца нечестным трудом заработанных денежек, - в результате которой часть нападающих, равно как и участвующих в сделке, были убиты.

Но то, что пара ниггеров-покупателей получили по пуле в башку, - это, в общем, ерунда, обычное дело. Гораздо хуже то, что нападающие оказались полицейскими. Правда, коррумпированными полицейскими, которые, как и в фильме "Продажные", хотели ограбить преступников и смыться, но сути дела это не меняет, потому что у мафиози есть такая аксиома: завалил полицейского - жди крупных неприятностей на свою задницу.

Неприятности, в общем, стали надвигаться достаточно быстро. Главарь этих коррумпированных полицейских - детектив Райделл (Чазз Палминтери) - слегка разозлился из-за провала блестяще задуманной операции "грабь награбленное", поэтому предложил Томми Перелло положить чемоданчик с двумя миллионами долларов в условленное место. Иначе, мол, мафиозная морда, я всех вас упеку на сто лет, поэл?

Что характерно, упечь банду Перелло даже продажному детективу не так-то и просто, особенно в условиях мерзкого американского правосудия, которому нужны вполне весомые, а не придуманные улики. Но таковой важной уликой может стать небольшой хромированный револьвер, из которого застрелили одного из полицейских во время операции.

Томми Перелло отдал этот револьвер Джоуи Газелли и приказал срочно избавиться от пушки. Газелли спрятал ее в своем подвале, но за ним в этот момент наблюдали играющие в подвале дети: Никки и соседский мальчишка Олег Югорский (Кэмерон Брайт). Отчим Олега - психованный русский бандит Анзор Югорский (Карел Роден) - бьет маму Олега Милу (Ивана Милешевич) и самого Олега, а также с утра до вечера смотрит фильм "Ковбои" с Джоном Уэйном, пьет и плачет, когда персонаж Уэйна погибает. Немудрено, что Олег захотел слегка пристрелить такого отчима. Он его и прострелил из украденного у Газелли револьвера. А потом скрылся.

Теперь большие проблемы начались абсолютно у всех. Потому что если Райделл обнаружит Олега и заберет у него револьвер - будет доказано участие Газелли, Томми Перелло и всех остальных в деле о погибших полицейских. Их будут судить и посадят на всю жизнь. Ну или дону Перелло придется раскошелиться на несколько миллионов, чтобы заткнуть Райделлу рот. Впрочем, Газелли в любом случае не доживет до того или иного развития событий. Потому что именно он невольно подставил всю банду, позволив револьверу всплыть. Так что у Газелли теперь единственный шанс - срочно найти Олега и избавиться от револьвера.

***

Очень крутой боевик. Один из самых крутых за все последнее время. По накалу и динамике сравнить с ним можно разве что не менее драйвовый и неожиданный "Адреналин", да и то - "Адреналин" выполнен в более стебовом ключе и берет свое в основном за счет совершенно безбашенных съемок, а "Беги без оглядки" - это чистый боевик без особых спецэффектов, но зато с таким взрывообразным развитием событий, что оторваться от этого фильма невозможно на всем его протяжении, хотя идет он немало - больше двух часов.

Особенно приятно то, что сюжет фильма, несмотря на большую навороченность самыми разнообразными поворотами, достаточно неглуп. Натяжек там, конечно, хватает, но даже они выглядят вполне естественно - в конце концов, снимался боевик, а не романтическая мелодрама. События в фильме, который начинается вроде бы достаточно неспешно и даже слегка скучновато - в эпизоде прихода Джоуи домой, - далее раскручиваются со скоростью улепетывания белого парня, случайно забредшего в черный квартал Нью-Йорка: один крутой поворот сменяется другим, одна затруднительная ситуация, в которую попадают герои, переходит в другую, еще более затруднительную, а та - в третью, пятую, десятую. Перевести дух при этом не удается ни на минуту, поэтому данный фильм категорически не рекомендуется смотреть со стаканом пива в руке - или забудете отхлебнуть, или прольете.

Теперь об актерах. Примерно в середине фильма я подумал, что на главную роль сюда явно просился Томас Джейн - ну его это была роль, явно его, особенно если вспомнить не менее остросюжетный "Кровавый четверг". Потом, в процессе изучения материалов по фильму, выяснилось, что Уэйн Крамер именно Томаса Джейна и планировал на данную роль, а не сложилось с ним только потому, что Джейн не смог вставить съемки в этом фильме в свое расписание. И тогда Крамер пригласил Пола Уокера.

Честно говоря, это был рискованный шаг. До "Беги без оглядки" Пол Уокер нигде не продемонстрировал соответствующей харизмы, несмотря на то что он по жизни вообще-то действительно крутой экстремал. В "Форсаже" со своей основной ролью он выглядел крайне слабенько, особенно на фоне Вина Дизеля, который буквально одним эпизодом забил главную роль Пола Уокера куда-то в бензобак. О "Двойном форсаже" без неприличных слов даже и говорить нечего - я поэтому на него рецензию вообще не стал писать. "В ловушке времени" - и фильм отстойный, и сыграл там Уокер вполне отвратительно. Так что, так сказать, ничто не предвещало...

Тем не менее Уокер в этом фильме приятно удивил. Не скажу, что он сыграл на пятерку, но на твердую четверку - вполне. Для своего уровня парень просто выпрыгнул из штанов. И несмотря на то что с Джейном все-таки было бы лучше, Уокер роль и фильм никак не испортил, так что наши с Бубликом ему комплименты.

Кэмерон Брайт, который в "Ультрафиолете" долго лежал в чемодане, а потом изображал мальчика-тормоза, будущего космонавта, здесь отлично выступил в роли аутичного паренька Олега, которого долбанутый отчим ломал-ломал, но не сломал. Вот тут мрачное выражение лица Брайта сыграло именно так, как надо: попадание в типаж - стопроцентное. И замечу, этот персонаж по значимости играет фактически вторую главную роль в картине. Брайт все-таки классный актер, если в таком возрасте пистолет в его руках смотрится весомо и реально угрожающе, а гнусные обзывательства Джона Уэйна и отчима звучат в его исполнении на весьма высоком литературно-художественном уровне.

Чеху Карлу Родену не впервой играть русских психопатов. Правда, начинал он все-таки с чешского шизофреника - во вполне отстойном фильме "15 минут славы", где роль дурного русского на себя любезно взял Олег Тактаров. Затем Роден уже самостоятельно изобразил карикатурного русского бандита в дурацком сиквеле "Превосходство Борна". Ну и после этого ему уже доверили роль самого Григория Ефимовича Распутина в прелестном "Хеллбое: герое из пекла", где Роден щеголял в шитом золотом полупердончике на голое тело и поднялся до подлинных глубин всей низости этого персонажа.

Поэтому вполне закономерно то, что именно Родену предложили сыграть Анзора, так сказать, Югорского: русского, родившегося в Кишиневе, которому дядя в десять лет подарил кинопроектор с американским фильмом "Ковбои", что начисто снесло пареньку крышу. Здесь, конечно, есть определенное художественное преувеличение: в семидесятые годы в Советском Союзе на восьмимиллиметровых проекторах нельзя было посмотреть американский фильм - их просто не было. Так что, если следовать исторической достоверности, Анзору (глубоко русское имя, кстати) должно было снести крышу или от "Самогонщиков", ну или от "Пса Барбоса и необычного кросса" - других вариантов не было.

Впрочем, мы, конечно, придираемся. Такому хмырю, как Анзору, крышу могло снести даже от "Ну, погоди!", потому что достаточно было послушать, как он ругается по-русски: "А тьепьерь, сьюка, приньеси мнье випить, блюадь". Видать, Роден в чешской школе прогуливал уроки русского, иначе чем объяснить тот факт, что югославка Ивана Милешевич, изображающая его забитую жену Милу, говорит по-русски значительно лучше мужа?

Что интересно, в фильме есть одна актриса со вполне русским (а точнее, украинским) происхождением - Вера Фармига, но она играет жену Газелли. Играет, кстати, вполне достойно - ровно и на хорошем уровне. А сцена, где она приходит спасать Олега от очередных долбанутых психопатов, так вообще действительно здорово сыграна.

В общем, фильм классный - очень динамичный и захватывающий. Правда, вполне кровавый и брутальный - есть такой момент. Хотя ему все-таки поставили рейтинг R (дети до 17 лет только в сопровождении взрослых), а не NC-17 (дети до 17 лет не допускаются), чем вызвали заметное удивление у режиссера, который ждал именно NC-17.

В прокате, как ни странно, этот фильм провалился с треском - по миру собрал только половину затрат, и это при том, что бюджет у него был по нынешним временам вполне скромный. На DVD он, конечно, денег доберет и, может быть, даже окупится, но такие скромные сборы... мне это объяснить трудно. Тот же "Адреналин" при аналогичном бюджете собрал раза в четыре побольше, а "Беги без оглядки", на мой взгляд, будет покруче "Адреналина". Да и на IMDB у него очень высокий зрительский рейтинг - 7,5 при 13 000 голосов (у "Адреналина" - 7,0 при том же количестве).

С другой стороны, мы же не продюсеры, зачем нам забивать голову всеми этими тонкостями? Главное - этот фильм вполне можно и даже нужно посмотреть, особенно тем, кто любит и ценит брутальные и адреналиновые боевики. Неглупо, крайне динамично и весьма захватывающе - один из лучших боевиков, которые я видел за все последнее время.

P. S. Перевод на лицензионном диске, как обычно, весьма мало коррелирует с оригиналом. В оригинале упор, конечно, не на диалогах - одно слово "fuck" звучит в различных вариациях ровно 328 раз (Бублик старательно подсчитал), - однако есть забавные моменты, которые в переводе были убиты с особым цинизмом. За перевод "I'll kick your ass" как "Я тебя отшлепаю" безвестному идиоту, который по какому-то недоразумению переводил этот фильм, нужно kick тот самый ass много-много раз, потому что - ну замучили уже страдать этим кретинизмом.

***

 






***


Поиск по названию