Бандиты / Bandits

Криминальная комедия "Бандиты" (Bandits)
Режиссер - Барри Левинсон. В ролях - Брюс Уиллис, Билли Боб Торнтон, Кейт Бленчетт. США. 2001. 122 мин.

Барри Левинсон - режиссер крайне разноплановый. Похоже, что он перепробовал такое количество жанров, которые не снились ни одному другому режиссеру. Достаточно сравнить картины из его фильмографии, чтобы в этом с легкостью убедиться: психологическая драма "Человек дождя", гангстерская сага "Багси", фантастика "Сфера", трагикомедия "Алюминиевые человечки", социальная драма "Плутовство"... Впрочем, тема исследования различных нестандартных человеческих характеров и психологии человеческих взаимоотношений у Левинсона всегда преобладала. Ну разве что в "Багси" с психологией было как-то не фонтан - все больше рассказывалось о крутых бандюганах, строивших Лас-Вегас, - но это один из его ранних фильмов...

Новый фильм "Бандиты", несмотря на возврат Левинсона к теме гангстеров и грабителей, также более посвящен психологии, нежели тонкостям ограбления банков. Вот вам краткий сюжет...

Трудно представить двух более непохожих людей, чем Джо Блэйк (Брюс Уиллис) и Терри Коллинз (Билли Боб Торнтон). Джо - отважен, силен, уверен в себе и очень решителен. Он способен на принятие мгновенных решений, даже если это связано с большим риском. Терри же - ходячий кусок несчастья. Он безумно мнителен и стоит ему только услышать о какой-то болезни, как он тут же находит ее у себя. При этом он постоянно прислушивается к своему организму, и ему кажется, что с организмом что-то не то. Вот что-то внутри хрустнуло - наверняка, перелом; а вот что-то в груди заболело - это точно воспаление легких; коленка плохо гнется - артрит; голова начинает болеть - значит там огромная раковая опухоль, ну и так далее. Однако у Терри есть одно неоспоримое достоинство: он умен и способен к логическому мышлению.

Поэтому из Джо и Терри, когда они благодаря Джо выходят из тюрьмы, получается почти идеальная парочка бандитов, разработавших новый способ ограбления банков. Нет, они не используют зубодробительные и многоходовые комбинации, как, например, Оушен со своими одиннадцатью друзьями. Они просто... приходят ночевать к менеджеру банка. Да-да, просто вечером звонят к нему в дверь, ужинают с менеджером и его семьей, а наутро всей компанией - включая семью, которая является заложниками, - вместе с менеджером идут в банк, где менеджер отключает сигнализацию и выдает грабителям все деньги.

Видите, как просто? Просто, как все гениальное. Причем таким образом Джо и Терри (они только включили в банду в качестве подручного одного придурковатого знакомого Джо) ограбили довольно большое количество банков и стали известны всей Америке под кличкой Ночующие грабители.

Однако у Джо и Терри пошло все наперекосяк, когда в их банде совершенно случайно появилась женщина по имени Кейт Уилер (Кейт Бленчетт). Кейт - домохозяйка, сходившая с ума от своей беспросветной и тоскливой жизни с нелюбимым мужем, находящаяся на грани суицида. Однако после знакомства с Джо и Терри (собственно, она сбила Терри машиной - так и познакомилась) ее жизнь круто переменилась, и она этим обстоятельством весьма довольна.

Одно только сильно мешало идиллии... У Кейт сначала возникла любовь с Джо. Ведь Джо - он сильный, мужественный и обаятельный. Да и Кейт Джо очень нравится. Он никогда раньше не встречал таких раскрепощенных женщин.

Однако через некоторое время у Кейт также возникает роман с Терри. Потому что Терри - он хоть странноватый и ранимый, но очень умный и чуткий. В Джо Кейт нравится сила, мужество и надежность, а в Терри - ум, сообразительность и деликатность. Вот взять бы широкие плечи и самоуверенность Джо, думает Кейт, да и приставить ее к внимательности и деликатности Терри - получился бы просто идеальный мужчина.

Поэтому Кейт, когда мужики требуют, чтобы она выбрала кого-то одного из них, не может выбрать одного. Они ей нравятся оба. И возникает классический любовный треугольник, который в конце концов приводит...

Впрочем, я не буду рассказывать, к чему это все приводит. Смотрите сами.

***

Сразу должен оговориться, что в российском прокате фильм, вероятно, довольно сильно испорчен дубляжом. Потому что все мои американские знакомые (русские, разумеется, а не американцы), которые смотрели фильм на оригинальном языке, были от него в восторге и говорили, что фильм просто отличный. Все мои российские знакомые, смотревшие дублированный фильм, были не в восторге, хотя говорили, что фильм довольно приличный. Я смотрел его на лицензионной кассете с переводом, поэтому буду говорить о своих впечатлениях от именно данной версии. Итак...

Первая половина фильма - до появления Кейт - достаточно скучна и затянута. Американские знакомые говорили о классных диалогах - вероятно, эти диалоги были испорчены переводом, потому что ничего классного я там не заметил. Обычные диалоги, довольно скучные. Я этот фильм даже пару раз порывался выключить, но все-таки досмотрел до конца, о чем, в принципе, все-таки не пожалел.

Однако когда появилась Кейт и стало понятно, что Левинсона интересуют не бандитские ухищрения по ограблению банков (весьма, кстати сказать, примитивные), то стало намного интереснее. Потому что этот любовный треугольник разыгран очень забавно, нестандартно и с хорошим юмором. Ведь Джо, несмотря на свою угрожающую внешность, вовсе не способен убить человека или даже просто набить морду Терри, который отбил у него любимую женщину. А уж Терри... Понятно, что Терри ничего не может сделать Джо, ведь Терри - такой несчастный с этими своими фобиями и бесконечной мнительностью. Кейт же любит их обоих. В каждом из них она видит определенные достоинства, причем разные, и если их нельзя соединить в одном теле, то почему бы не любить их в разных телах?

Джо и Терри, безусловно, страдают. А тут еще ограбление банков, полиция и телевизионщики. Ведь их знает в лицо вся страна. Значит их скоро поймают и снова посадят в тюрьму. Или убьют во время задержания. С этим надо что-то делать...

Все трое играют очень хорошо. Мне понравился и Уиллис, и Бленчетт, но в особенности - Билли Боб Торнтон. Что он вытворяет с образом мнительного и неимоверно закомплексованного Терри - это что-то особенного, как говорят в Одессе. Кстати, на роль Терри сначала пробовался Вэл Килмер. Но вряд ли он сыграл бы лучше. Торнтон - это просто блеск.

Мне не сильно понравилась концовка. Левинсон почему-то решил разнообразить чисто психологическую трагикомедию неким хитроумным и максимально недостоверным экшном, чем сильно, на мой взгляд, навредил общему стилю картины, однако это, вероятно, входит в задачу построения стандартного хэппи-энда. Но в этом фильме не ограбления важны, так что, я думаю, Левинсону это можно простить.

Скажем так, мне этот фильм значительно больше понравился, нежели не понравился. Первая половина смотрится скучно и кажется очень затянутой. Однако вторая половина, после появления Кейт, в значительной степени искупает тоску первой части. Вот там становится уже интересно и забавно. Тем более, что в фильме действительно присутствуют некие весьма забавные комедийные моменты, хотя комедией я бы "Бандитов" не назвал. По крайней мере, в нашем переводе. От американцев же я слышал определение "отличная комедия". Так что нас, ребята, в чем-то обкрадывают.

Но даже в нашем переводе этот фильм можно посмотреть. Он очень неплохой. Не пустышка и не глупый. Довольно тонкий. Безусловно, понравится любителям исследовать тонкости человеческих характеров и взаимоотношений. Ведь Левинсон именно этим и занимается.


Поиск по названию