Царь скорпионов / Scorpion King, The

Приключенческий боевик "Царь скорпионов" (The Scorpion King)
Режиссер - Чак Рассел. В ролях - Дуэйн Джонсон, Стивен Брэнд, Майкл Кларк Дункан, Келли Хью, Грант Хеслов. США. 2002. 94 мин.

Царь, очень приятно, царь. Очень приятно, царь, очень приятно... Впрочем, древнему воину Матеусу (Дуэйн Джонсон) в отдаленные времена, когда он еще не был совсем древним, так суетиться не приходилось. Тем более, что он и царем-то скорпионов тогда еще не был, а был обычным наемным убийцей, как сейчас говорят - киллером. В те суровые и дикие времена невесело жилось простым воинам и хлебопашцам. Коварный и жестокий воин Мемнон (Стивен Брэнд) из города с весьма нехорошо ассоциирующимся названием Гоморра коварно и жестоко захватил дикое количество всяких городов и земель, где под его коварным и жестоким правлением очень тяжко жилось не только всякому люмпену, но и даже высокородным воинам и аристократам. Никто не мог справиться с Мемноном. И не потому, что царь Мемнон был на редкость искусен в бою, отважен, ловок, реакционен в физическом и политическом смысле, быстр и точен в стрельбе - короче говоря, крут. А потому, что у жестокого царя была предсказательница Кассандра (голливудские сценаристы не любят ломать башку над именами героев), с помощью которой Мемнон ввязывался только в совершенно беспроигрышные сражения.

В те далекие времена люди очень трепетно относились ко всяким колдунам и ведуньям. Они верили в силу заклинаний и знали, что связываться со всякими оккультистами - себе дороже. Любой воин - да хоть могучий Балтазар (Майкл Кларк Дункан) - готов был померяться силой с Мемноном, но - только тогда, когда Мемнон будет без своей Кассандры. Кулак против кулака, меч против меча, стрела против стрелы, но не простое воинское искусство против магии. Не нужно магии, говорили друг другу воины. Нужно сначала извести Кассандру, после чего можно будет и с Мемноном схватиться.

Воины были не глупы. Они собрали Всемирную конвенцию противомемнонов и сообща решили, что убийство Кассандры нужно поручить профессионалу - киллеру Матеусу, который за мешочек с золотом любую кассандру-массандру зашибет быстрее, чем верблюды нерестятся. Потому что он киллер. Ему вся эта оккультация-маккультация по барабану.

Матеус берет деньги и вместе со своими верными имхотепами отправляется мочить Кассандру. Однако когда ему представился удобный момент глубоко погрузить в тело колдуньи свое боевое копье, мускулистый и статный воин вдруг заметил, как молода и юна Кассандра, как стройны ее ноги, как волнующе круты ее бедра, как влажно и призывно блестят ее бездонные глаза. И тогда Матеус понял, что ему не жить без взгляда этих очей, взмаха этих ресниц, дрожания этой левой икры и вообще - нечего думать, нужно действовать.

Как вы понимаете, ситуация сложилась неоднозначная. Даже у древних киллеров была своя профессиональная честь. Она гласила, что раз Матеус взял деньги, значит он должен грохнуть Кассандру. Если он ее не грохнет (а киллер явно раздумал это делать), тогда Матеусу остается только одно - грохнуть самого Мемнона. Заказчику, в общем, все равно. Кассандра заказчику, в общем, не мешала. Она мешала расправиться с Мемноном. Значит если Матеус сумеет побороть надменного царя, тогда заказчик не будет предъявлять рекламации.

И тут Матеус взял под руку случайно прилепившегося к нему болтливого конокрада Арпида (Грант Хеслов) и отправился в пустыню, чтобы или умереть, разбившись о прибрежные скалы, или как следует потренироваться восточными единоборствами, а затем победить гнусного Мемнона, обретя любовь Кассандры. При этом оно понятно, что Матеусу Кассандра и самому в хозяйстве пригодится. Предсказания в те времена ценились на вес золота. Хотя странно. Тогда же не было ни биржи, ни индекса Доу-Джонса, ни лотерей...

***

"Царь скорпионов" активно анонсировался как приквел к фильмам "Мумия" и "Мумия возвращается". Однако в самом фильме нет никаких логических связок с "Мумией" и ее персонажами, за исключением, разве, того, что главного героя играет Дуэйн "Скала" Джонсон, который во второй "Мумии" появляется в двух эпизодических ролях: в качестве военачальника по имени Царь Скорпионов, а также в виде мультипликационной помеси боевитого Чебурашки с крокодилом Геной. В фильме "Царь Скорпионов" Матеуса никто Царем Скорпионов не называет. Разве что в самом конце. Причем с какой стати его вдруг назвали именно "Царь Скорпионов" - ни черта не понятно. Он с тем же успехом мог назваться "Царь Тараканов" или "Царь Уховерток" - никакого значения это не имеет. Впрочем, какая нам разница, есть там логическая связь с "Мумией" или нет? Лично мне это как-то совершенно по барабану, прям как киллеру Матеусу.

По всем предварительным данным "Царь скорпионов" должен был получиться плохим. Почему? Во-первых, это приквел, а такие фильмы снимают для того, чтобы до последней денежной капли использовать успех предыдущей картины, рассчитывая, что зрители пойдут в кинотеатр, привлеченные только знакомым названием и анонсами. Во-вторых, в главной роли снялся Дуэйн Джонсон, который ни черта не артист, а профессиональный рестлер. В-третьих, сюжет этой сказочки оригинальностью не блещет от начала и до конца, напоминая то "Конана", то Иванушку-дурачка, то "Невероятные приключения Шурика"... Все тот же плохой негодяй, которого в конце непременно убьют, все тот же герой, который не может не победить, все та же сексапильная тетка, в которую герой влюбляется.

Правда, здесь для антуража добавили еще двух персонажей - болтливого и прикольного Арпида, а также огромадного, но доброго внутри Балтазара, - однако подобных типажей можно встретить в куче аналогичных фильмов, так что и с этим сценаристы оригинальностью также не отличились.

Однако кино почему-то получилось вполне пристойным. Почему? Неужели Дуэйн Джонсон ухитрился что-то там талантливо сыграть? Да нет, ничего подобного. Не скажу, что он совсем уж лишен актерского дарования (кто смотрел его рестлинговые бои, поймет, что у парня есть определенные актерские способности, да еще и неплохое чувство юмора), однако это явно не Аль Пачино. Колоритная гора мышц, не более того. Когда Джонсон пытается изобразить какие-то серьезные чувства, он страшно напрягает мышцы лица и выкатывает глаза. При этом его актерского дарования все-таки не хватает, чтобы в различных сценах регулировать силу напряга лицевых мышц и амплитуду выкатывания глаз, поэтому трудно без знания контекста понять, что сейчас происходит с главным героем: он возмущен, поражен, дико грустит, клянется отомстить врагу или просто страдает запором.

Тем не менее Джонсон смотрится вполне даже пристойно и не раздражает. В нем есть обаяние юного Шварца - вероятно, именно этим он и берет. Шварц тоже никогда не отличался актерским мастерством, тем не менее в десятке фильмов проявил себя вполне достойно. Вероятно, Джонсону светит та же проторенная дорожка. Ну, и хорошо. Время Шварца ушло, на смену должны прийти другие мышцеватые и харизматичные мужички. "Скала" Джонсон, на мой взгляд, вполне достойная замена. Плюс у него еще и физиономия весьма колоритная. Заметно колоритнее, чем у истинного арийца Шварца.

В общем, мне кино даже понравилось. Эдакая незатейливая сказочка для детей и слегка расслабленных взрослых. Персонажи совершенно не раздражают, а даже временами радуют (Грант Хеслов, играющий Арпида, очень забавен), сценарий хоть и не отличается оригинальностью, однако также и не огорошивает полными идиотизмами, поставлено это все очень добротно и временами даже впечатляюще. И если с первой "Мумией", конечно, этот фильм не сравнить, то среди других образцов подобного жанра "Царь скорпионов" вполне на уровне. Чего я даже и не ожидал, если честно.


Поиск по названию