Троя / Troy

Боевик "Троя" (Troy)
Режиссер - Вольфганг Петерсен. В ролях - Брэд Питт, Эрик Бана, Питер О'Тул, Брайан Кокс, Брендан Глисон, Орландо Блум, Дайан Крюгер, Шон Бин, Винсент Риган. США. 2004. 163 мин. Бюджет: $185 млн. Сборы по миру: $481 млн.

Гектор! Выдь на двор! Поговорить надо!
Ахиллес

В кои веки Шон Бин дожил до конца фильма.
Радость кота Бублика

Экслер, если и ты упомянешь задницу Брэда Питта, я тебя загрызу.
Наказ кота Бублика

У этого парня все впереди!
Одна зрительница, во все глаза смотрящая на Эрика Бана

Вовремя Парис вспомнил, что он еще и Леголас.
Просто замечание

Все зло от баб.
Главная мысль фильма

Да и с ребятами как-то нехорошо получилось...
Запоздалая мысль Париса

А оно тебе надо - умирать за глупого царя?
Вполне логичная фраза Ахиллеса

Я почти наверняка не смогу настолько красочно рассказать, о чем этот фильм, как одна моя знакомая блондинка, поэтому сначала даю ей слово, а потом уже поделюсь своими впечатлениями. Итак, о фильме "Троя" от блондинки Лены...

"Ой, ну я не знаю. Ну, короче, Агамемнон - он такой солидный папик. Старичок, но крепенький. Все ходил, воевал-воевал. Набрел на очередное войско. А у них традиция: чтобы не устраивать лишнего кровопролития, выставляют по воину с каждой стороны. Кто победит - то войско победило, а царю с противоположной стороны переходят все земли и воины. Я думала, с той стороны мой любимый Рокчик выйдет. Фига! Какой-то другой. Но тоже солидный, весь в мышце и орет как рестлер. Ну, думаю, сейчас ему Питтушку и выставят. И точно, Агамемнон как начал орать: "Ахиллес! Ахиллес! Ахиллес!" - я чуть не оглохла. Но Ахиллеса-то и нету? Где он! Небось, с бабой какой-то! И точно! Валяется в палатке с девкой весь такой утомленный-утомленный, с такой попкой-попкой... Да ладно вам, попка как попка. Офигительская. Я думаю, как он с такой попк... Нет, то есть как он после этой девки сражаться-то будет? Известное дело, после любовных игр мужик не способен толком даже посуду помыть. Типа, он всю энергию израсходовал на любовь. Мы-то знаем, что это чушь полнейшая, но кино снимал мужик, поэтому он пошел на поводу предрассудков.

Но Брэдик - молодчинка. Встал, нацепил железки и пошел сражаться с рестлером. Он когда вышел - я даже перепугалась. Представляете, стоит эта гора мышцатая с такой тупой-тупой морденью, а против него - Брэдик. Кстати, он классно накачался. Причем грамотно так накачался - не тупо, нет. Просто такой рельеф, живота никакого нет, попка маленькая, плечики широкие... Почему такие мальчики достаются всяким уродкам, вы не знаете?

Ну, короче, тут бой - я аж вся напряглась. Питтик раз - и побежал быстро-быстро прямо на этого урода. Как будто на паровоз бежит. Урод размахнулся, раз - копье в него! Я аж пригнулась! А Брэдик раз - и отбил! А потом прыг орлом - и уроду прямо в шею мечом. Сверху, как ястреб. Я аж завизжала, потому что эта ловкость победила силу. А Брэдик потом к воинам подбегает и давай орать: "Ну кто на меня?" Типа, похвалялся. Никто и не вышел. Если он этого мускулика завалил, кто с ним связываться будет? А девок там в рядах не было. Они бы мигом повысыпали, чтобы Брэдик их победил. Ну, короче, этот Агамемнон всех захватил. Но Брэдик сразу сказал, что Агамемнон ему не царь и что вообще ему никто не царь. Он одинокий воин-герой. Класс, да? Независимый такой, в блестящих железках...

Ну а тут история с этой чувырлой. Короче, Гектор с Орландиком приехали замиряться с Менелаем. Ну, всякие пьянки-фиганки. Менелай этого дела большой любитель - алкаш-надомник. Плюс еще девки всякие вокруг. Но Орландик-то - он не такой! Чистый Парис. Сидит себе скромнеченько в углу, глазками поблескивает - истискала бы всего. А напротив - та самая Ленка-Крюгер, жена Менелая. Думаете, это Орландик ее соблазнил? Черта за два! Давно известно, что сучка не захочет, кобель не вскочит! Ведь Крюгерше, как женщине в соку, неинтересно, что ее Менелай постоянно квасит и девок щиплет. Ей же тоже требуется общение и внимание. Ну, она, типа, сбегает в спальню. Орландик - за ней. Когда он туда входит, нам, зрителям, становится понятно, что эта парочка уже давно знакома в самом интимном смысле. И тут они начинают целоваться, да так страстно и эффектно, что я даже о Питтике забыла, честное слово. Таких пьянящих и горячих поцелуев я уже давно не видела. По-настоящему красивые поцелуи. Хотя, на мой взгляд, эта Крюгерша - та еще Елена. Не похожа.

В общем, неудивительно, что Орландик ее протащил на корабль и поставил брата Гектора перед фактом: раньше у него были увлечения юности, а теперь - очень глубокое чувство. Гектор, конечно, опечалился. Они заключили мир, а теперь, когда Орландик у Менелая увел жену, ему и водка будет не в радость, и девки. Так что вместо мира они в Трою своему папе везут одни проблемы. Ну и Крюгершу, хотя папе-то она зачем? Она же Орландикова. Но Гектор любит своего братика, поэтому принимает нелегкое решение ехать к папе.

А Менелай, как только проспался, побежал к своему брату - Агамемнону. Улавливаете мысль? Они были родственники. Агамемнон, который давно хотел пожечь Трою огнем и мечом, а брат все не давал, говорит: "Теперь ты понял, какие они твари? Пошли на Трою". Но одни они на Трою идти не могут - нужен крутой парень. Кто? Брэдик, разумеется. Но он же независимый. Барал я, говорит Брэдик, всю вашу Трою и Грецию к свиньям. Тогда Агамемнон послал к нему Одиссея в исполнении Боромира. Тоже душка, кстати. Жалко, что его все время убивают почти в начале фильма. Короче, Боромир приходит к Брэдику и начинает эти дурацкие терки: мол, родина в опасности, да как ты можешь отсиживаться на печке и все такое. Честно говоря, меня чуть не стошнило. Ненавижу эти сопли про славу, величие и бессмертие. Как их самих-то не ломает такое произносить? Но тут Брэдик пошел к мамусику и спросил, что ему делать. Ну, мамусик ему и объяснила, что или он женится и ведет достойную жизнь отца семьи, или идет на войну, там прославляется, но поканчивает жизнь в бою как герой. Причем мне показалось, что сама мамусик подталкивает Питтика ко второму варианту, что не делает честь картине, потому что материнское сердце - оно всегда желает лучшего своему дитю.

Брэдик (он Ахиллес, я не сказала?), конечно, выбирает сплошное геройство, берет своих пацанов и едет с войском Агамемнона-Менелая вызволять Ленку-проблядушку и грабить древний город, стяжав себе сраженческий венок. Да, а в Трое - полное согласие. Папа увидел Крюгершу, офонарел от ее юной красоты (обычные киношные условности, на мой взгляд, потому что у нас в ПТУ таких полно) и сказал, что сыновей поддерживает, поэтому будет сражаться хоть со всей Грецией. Кроме того, Троя неприступна и полна съестных припасов, так что продержимся.

И вот тут фильм стал очень захватывать. Когда я увидела, как они едут по морю до Трои, то начала проникаться духом мужской дружбы и чувства локтя. Может, кто и скажет, что невозможно очароваться Брэдом Питтом, потратившим год тяжелых тренировок на эту роль, но она будет явная врунья. Он, может, и не похож на настоящего Ахиллеса, но его мужественная красота, которую нередко показывали обнаженным, приятно ласкала взоры тех, кто не хотел быть ханжами.

Ахиллес не послушался Агамемнона, когда тот сказал атаковать в составе основной группы войск. Ведь он пошел в бой не ради тактического успеха, а ради славы воина, прославленного в веках. Поэтому Ахиллес сказал своим доблестным берсеркерам во главе с очень колоритным и мужественным Евдорусом: "Я вам царь, а не Агамемнон. Вперед, сыны Эллады, в атаку веду вас я, герой Ахиллес!" И тут пошла сплошная высадка в Нормандии. Ахиллес со своим летучим войском всех изничтожил и захватил храм Аполлона, где показал презрение к троянским богам, потому что он как герой был атеист. В мимолетном сражении с Гектором, который охранял побережье, Ахиллес пощадил мужественного воина и сказал: "Не время убивать царей".

И тут пошла любовная линия, которая, как я считаю, красной нитью прошла через весь этот незаурядный фильм, потому что в храме Аполлона Ахиллес обнаружил Брисею - сестру Гектора и Орландика, дочку царя Трои. Они любили сестру, но Брисея дала обет девственности Аполлону. Но когда появился Брэдик, всем в зале стало понятно, что эта девственность перед лицом мужественного воина растает как дым. Конечно, не обошлось и без штампов, по сто раз разжеванных в других фильмах: она ему досталась как трофей, но он не воспользовался ее беспомощным положением, а соблазнил совершенно честно. Но тут режиссер в эту линию внес составляющую ссоры Ахиллеса и Агамемнона, и любовь героя с дочерью царя заиграла другими красками.

Кстати, мне очень понравилось, что Ахиллес за весь фильм не сказал никаких "я тебя люблю" Брисее. Он просто любил ее - истово и ненасытно, всем своим тренированным телом, демонстрируя нежность и желание. Как хорошо, что они не стали трепать эти избитые слова о любви, а отдали все на полунамеки тел. Ситуация еще осложняется тем, что Брисея колышется между желанием убить и любить, ведь Ахиллес - он же враг Трои! Но юность побеждает, и весь этот Аполлон может гореть огнем!

Когда фильм вдруг подошел к концу, я осознала, что очень хочу еще! Со мной такое редко бывает, чтобы ненасытность фильмом осталась даже после заканчивания. Хочу смотреть на плечи Ахиллеса, на его взрывную манеру разить врага в орлином пике, на кудри слабохарактерного, но в конце фильма отвердевшего юноши Париса, на профиль и фас настоящего семьянина и доблестного воина Гектора, сошедшегося с Ахиллесом в неравном поединке героических сердец. Да, фильм зацепил меня, и я не боюсь в этом признаться. Зацепил философией и незыблемыми истинами о том, что настоящий мужчина должен защищать свой дом и семью, а даже супергерои вроде Ахиллеса в конце концов встречают свою любовь и понимают, что раньше жили неправильно. Ахиллес не успел надышаться настоящим счастьем и был сражен в сражении как подобает герою, спасая свою возлюбленную от коварных воинов зловредного Агамемнона. И это тоже главная мысль фильма.

Бывают фильмы, которые пролетают мимо, как фанера над гнездом кукушки. Но бывают фильмы, которые надолго западают в душу своим высоким искусством, философией и незыблемыми истинами добра, любви и героичности. Посмотрев этот фильм, мы станем чище, добрее и светлее душой. Не говоря уж о том, что в картине много прекрасных мужских тел. Это тоже искусство, о чем хорошо понимали греки"...

***

Честно говоря, трудно что-то добавить к такому впечатляющему и возвышенному рассказу человека, способного оценить все тончайшие нюансы картины. Поэтому я буду совсем краток... Разумеется, не нужно рассчитывать, что это экранизация Гомера. Это просто очередной блокбастер на "историческую" тему, который задуман как блокбастер, снят как блокбастер и получился обычным блокбастером, не более и не менее. Снято вполне качественно, врать не буду. Да и смотрится, в общем, достаточно эффектно. Правда, без богов как-то пустовато, особенно для тех, кто читал первоисточник, но зато присутствует временами обнажающийся Ахиллес, что производит взрывное действие на неокрепшие девичьи души.

Нам, старым циникам, обнажающийся Ахиллес как-то по барабану (хотя, не скрою, сразу возникает желание сходить в спортзал, попробовать убрать пузцо), а вот сцены баталий и менее пафосные персонажи - вполне понравились. Лучше всех, конечно, Гектор. Эрик Бана, его играющий, выглядит просто отлично и, на мой взгляд, наиболее точно соответствует стилю фильма. Причем Гектор, что приятно, не совсем лубочный персонаж, как это обычно бывает в подобных постановках. В исполнении Бана Гектор - фигура трагическая. Доблестный воин, отличный военачальник и примерный семьянин - но тем не менее совершает вещи фактически преступные: покрывает своего братца, который из-за своего гормонального взрыва погубил сотни людей, совершенно бесчестным образом убивает Менелая, презрев все законы того времени, ну и подчиняется "выдь на двор" Ахиллеса, что уже полный идиотизм, потому что он начальник и должен руководить обороной. Тем не менее мотивы поступков Гектора вполне объяснимы: любовь к брату и все такое. Совершенно жизненный персонаж, да и сыграно - просто отлично.

Брэд Питт мне, что интересно, совершенно не понравился, хотя как актера я его очень люблю. Но Ахиллес у них по сценарию получился совершенно лубочный: эдакий юноша-супермен, обдумывающий житье. Весь он из себя такой непобедимый герой - аж противно. Впрочем, тема "герой на службе глупого, властолюбивого и циничного царя" - вполне актуальна и Питтом сыграна неплохо. Но уж больно он там какой-то сусально-мускулистый и "лапочка Питт", по-другому и не скажешь. Я не люблю "лапочку Питта". Я люблю Питта из Snatch и "Бойцовского клуба". Но оно и понятно, что лапочка Питт там вовсе не для старых циников.

Блистательный Питер О'Тул, играющий Приама, царя Трои, - с одной стороны, великолепен, как и всегда, но с другой - как-то выпадал из общей канвы. Слишком мощен и слишком театрален. На фоне лапочки Питта это смотрелось определенным диссонансом. Одним словом, он слишком хорош для этой эффектной, но поделки... Орландо Блум сыграл Париса вполне достойно. Ровно, четко и достоверно. Сцена боя с Менелаем, когда Парис-Блум явно перепугался до чертиков, хотя старался выглядеть доблестным воином, сыграна просто отлично. Отдельно порадовали Шон Бин, к сожалению, в весьма эпизодической роли Одиссея, и весьма колоритный Винсент Риган, играющий Евдоруса, слугу Ахиллеса.

При обсуждении этого фильма его обычно очень любят сравнивать с "Гладиатором" и "Королем Артуром". Причем если по поводу "Короля Артура" практически все единодушны - в том смысле, что этот "Артур" и рядом не валялся с "Троей", - то с "Гладиатором" сравнивают намного осторожнее. Как правило, сходятся во мнении, что оба фильма поставлены очень добротно, но "Гладиатор" по сравнению с "Троей" значительно более "клюквоватее". То есть "Троя" как бы более достоверна. Однако другие говорят, что "Гладиатор" - точное предание старины глубокой, а "Троя" - фантазии Фарятьева, пардон, Петерсена.

На мой взгляд, "Троя" снята помощнее "Гладиатора". Да и персонажи намного интереснее, хотя Хоакин Феникс в "Гладиаторе" блеснул не меньше, чем Эрик Бана в "Трое". Но в общем и целом эти два фильма ("Короля Артура" я также не считаю, ибо он на порядок слабее) вполне похожи. Оба - крепко сколоченные и вполне профессионально снятые голливудские блокбастеры. "Троя", на мой взгляд, помощнее. Мы с котом Бубликом ее посмотрели с интересом. Правда, Бубель так и не понял, почему греки сколотили коня, а не кошку, но он, как известно, - оголтелый расист!

***




 

***


Поиск по названию