Три икса / XXX

Боевик "Три икса" (XXX)
Режиссер - Роб Коэн. В ролях - Вин Дизель, Сэмюэль Джексон, Мартон Чокаш, Асиа Ардженто. США. 2002. 124 мин.

Вин Дизель - это самый настоящий двигатель внутреннего сгорания!
(с) Кот Бублик

Антиглобалисты совсем распоясались, однозначно! Создали какую-то дурацкую организацию под названием "Анархия 99", накопили кучу денег всякими незаконными операциями с наркотиками, оружием и крутыми тачками, приобрели целый замок и теперь явно что-то замышляют. Хорошо еще, впрочем, что замышляют в Праге, которая в 2001-2002 году стала основным плацдармом голливудских деятелей, потому что в Штатах, во-первых, снимать страшно дорого, а во-вторых, там вконец обнаглели профсоюзы, так что намного спокойнее, а главное дешевле делать новые картины о всяких врагах рода человеческого в этом красивейшем городе мира, где аренда какого-нибудь старинного замка под съемки обходится не дороже съемочного дня на бульваре Сансет.

Но вернемся к "Анархии 99". Под предводительством колоритного, но зловещего Йорги (Мартон Чокаш) эти деятели планируют преступление против всего человечества. Какое именно - пока еще не понятно, но ясно, как говаривал Сергей Сергеевич Паратов, что это будет нечто ужасное! Ведь они же - антиглобалисты. А эти ребята всегда готовы шандарахнуть по всему цивилизованному глобалистскому миру так, чтобы прокашливаться всем потом пришлось бы очень долго и очень нудно. А если еще учесть, что террористы заготовили для выполнения своих жутких планов загадочную и таинственную, цитирую, "подводную лодку на солнечных батареях", тогда становится понятно, что миру угрожает серьезнейшая опасность. Не меньшая, чем от самолета на водяной турбине.

Разумеется, "Анархией 99" вплотную занимаются американские спецслужбы под руководством слегка покореженного во имя своей великой родины агента Огастаса Гиббонса (Сэмюэль Джексон). Налицо он - вылитый гиббон, однако внутри не только патриотичный, но и крайне добрый. Поэтому сердце Гиббонса просто разрывается от боли, когда "Анархия 99" рассекречивает и убивает очередного засланного казачка - агентов 007, 008, 009 и даже самого продвинутого и глубоко законспирированного - агента 00.

Но нет ничего удивительного в том, что "Анархия" с легкостью вычисляет агентов! Ведь те же работают по старинке! Смокинг, шампанское "Вдова Клико", автомобиль "Астон Мартин", мартини с водкой, "Беретта" под мышкой и прочие признаки пронафталиненного суперагента. Поэтому каждый такой новоявленный джеймсбонд перед "Анархией" выглядит чужаком еще на подлете самолета компании Delta к Праге.

Гиббонс это все прекрасно знает. Однако бандитская пуля обезобразила его лицо, но не ум. И Гиббонс приходит к выводу, что раз "Анархия" - современные кислотные чувачищи с экстремально-бандитскими наклонностями, то новый джеймсбонд, которого мы назовем агент ХХХ (просто из секретности, а не намекая на его возможную сексапильность), должен быть точно таким же! А где его взять, как не на вершинах американского дна?

И Гиббонс находит такого человека. Ксандер Кейдж (Вин Дизель) - экстремал-кислотник, обожающий совершенно невероятные трюки, тонны адреналина в крови и игру со смертью, не гнушающийся незаконными способами для достижения своих целей, человек без страха смерти, однако любящий жизнь во всех ее проявлениях. У Ксандера явные нелады с полицией, и Гиббонс ему предлагает сделку: Ксандер спасет мир, а полиция Калифорнии закроет глаза на его проделки. Сделка, в общем, довольно честная, поэтому Ксандер соглашается.

Впрочем, Гиббонс вслепую не играет. Сначала Ксандеру предлагается пара тестовых заданий: справиться с экстремальной ситуацией в баре (ему подали холодный кофе) и разметать лагерь наркодельцов в Колумбии. С обоими заданиями Ксандер справляется с присущими ему юмором и хладнокровием, поэтому буквально через пару дней он уже идет по Праге спасать мир, нацепив на торс и голые бицепсы весьма экзотичный полупердончик, прототипы которого в свое время можно было видеть у торговцев мандаринами на Рижском рынке в Москве зимой.

Ксандер сразу подружился с антиглобалистом Йорги. Ведь они очень похожи. Правда, Йорги этот мир хочет уничтожить, а Ксандер его, вроде как, спасает, но поставьте одного на место другого - ничего не изменится. Они оба неравнодушны к экстремальным видам жизни, обожают крутых тачек и крутые телки... пардон, крутых телок и крутые тачки, а также стараются получать от этого мира все, что он может им предложить. Точнее все, что они могут от него взять.

Просто Йорги прикалывает вставить клизму этому миру, а Ксандера прикалывает в этом Йорги помешать. Кроме того, ему нравится подруга Йорги - русская телка Елена (Асиа Ардженто), а если Ксандеру нравится какая-то телка, то он готов на все, чтобы ему нравилась какая-то телка. Ну и чтобы телке нравился Ксандер. Впрочем, было бы очень странно, если вдруг телке не понравится Ксандер. Он же такой харизматичный. Кроме того, он занят важным делом - спасает этот чертов мир. А нет ничего лучше, когда мужчина занят каким-то важным делом. Он при этом становится таким сексуальным - это что-то!..

***

Все без исключения критики, пишущие об этом фильме, упоминают термин "бондиана" или "новая бондиана" (еще варианты: современная, тинейджерская, кислотная, раммштайновская, мышцатая, дизельная и так далее). Все без исключения утверждают, что в фильме нет ни одной оригинальной мысли - мол, чистая классическая бондиана, - за исключением того, что новый Бонд не носит костюмов, не слушает Чайковского и его юмор так же далек от рафинированных английских хохм классического Бонда, как продавец мандаринов на Рижском рынке далек от импозантного аукционера с молотком на Сотби. Но также практически все они утверждают, что фильм им понравился...

Теперь о моих впечатлениях... Первое. Это действительно чистая бондиана. Более того, это делается совершенно сознательно, и элементы бондианы настойчиво подчеркиваются. Все тот же суперагент, который выйдет живым из любой передряги, находя в себе силы на то, чтобы шутить в самой экстремальной ситуации. Все тот же супербогатый Злодей, которому надоело просто наслаждаться жизнью, поэтому он решил на всякий случай грохнуть весь мир - просто так, чтобы миру жизнь медом не казалась. Все та же сексапильная русская агентка, которую Бонд непременно трахнет. (Правда, старый вариант всех этих "Полья Иванова", "Наташья Кузнецова" мне нравился больше, чем слегка чахоточный типаж Елены в кислотном макияже.) Все те же сверхсовременные и суперэффективные технические прибабахи, созданные в тайных лабораториях Разведки, причем как обязательный элемент - супермашина, напичканная оружием по самый бардачок.

Второе. Фильм мне понравился. Сценарий, конечно, фигня-фигней, но здесь как раз Коэн очень верно выбрал направление: чистая бондиана. Какой смысл придираться к бондиане? Это же игрушка, комикс. Герой, Злодей, очаровательная русская агентка, красивые тачки, умопомрачительные эффекты, ненавязчивый юмор и обязательное спасение мира в последний момент. Но сработать это все может только в одном единственном случае: у Героя должна быть правильная харизма. И здесь Коэн в лице Дизеля выстрелил прямо в десятку. Впрочем, уже со времен "Форсажа" (даже, скажем так, со времен "Черной дыры") было понятно, что Дизеля влегкую можно сделать суперзвездой, и даже Гибсону с его двадцатипятимиллионными гонорарами ОЧЕНЬ скоро придется потесниться.

Потому что Дизель - это именно тот самый персонаж, которого давно ждали. Новый супергерой. Молодежный супергерой, который одинаково понравится и тинейджерам, и тридцати-сорокалетним старикашкам. В Голливуде уже давно образовался дефицит супергероев. Шварц сдулся - и говорить нечего. Ему только в матче ветеранов играть: Терминатор против Рембо. Чемпионат мира с суперпризами на тему, кто больше кефира выпьет перед сном.

Пирс Броснан на супергероя никогда и не тянул. Эдакий красавчик, меланхолично тянущий джеймбондовскую лямку. Он кому-нибудь нужен, этот Джеймс Бонд? Да нет, конечно. Устарел. Как морально, так и физически. Идите вы с вашим Чайковским, смокингами и шампанским! Новый Бонд ходит в майке, слушает "Раммштайн" и от шампанского его пучит, поэтому он предпочитает пиво.

Так вот, с одной стороны, среди нового голливудского поколения, безусловно, выросли новые кумиры. Во-первых, актеры экстракласса (Эдвард Нортон, Бред Питт). Во-вторых, просто хорошие актеры (Дэймон, Кьюсак). В-третьих, красавчики (Эффлек), комики (Кэрри) и так далее. Но во-вторых, так и не было супергероя. Ни один из этих ребят не тянет на супергероя нового поколения.

И тогда появился Дизель! Коэн поставил на Дизеля - и попал в десятку, причем так, что кружочек с целью просто разлетелся вдребезги, как будто в него залепили не стрелой из лука, а ракетой "Стингер". Дизель невероятно колоритен и харизматичен. Он здорово накачан, но не напоминает самодвижущийся комод, как Шварц. Он немного смахивает на раннего Сталлоне, но даже его недоброжелатели не скажут, что Дизель хоть в чем-то копирует Сталлоне. Дизель - это Дизель. Он достаточно оригинален и самобытен, ему не нужно никого копировать. Наоборот, очень скоро огромное количество актеров начнет копировать его. А суперзвездой он уже стал, в этом нет никаких сомнений.

Поймите меня правильно, я вовсе не говорю, что Дизель - хороший актер. Он вообще не актер. Он суперзвезда. Такая же, как Шварц и Сталлоне. Только Дизель - суперзвезда нового поколения, появившаяся в тот самый момент, когда зрителям надоело стряхивать пыль со всех этих кумиров прошлого, пытающихся со стариковским кряхтением то спасти мир, то научить молодых гонщиков управлять болидами.

Это время Дизеля, ребята, и он отлично смотрится в этом качестве. Я фильм посмотрел с большим удовольствием. Классический пример того, во что можно превратить современную бондиану при наличии четкого Героя и мощнейшего набора спецэффектов. А они в этом фильме на отличном уровне. Трюк с корветом, на котором Дизель прыгает с моста, великолепен. Эпизоды со сходом снежной лавины - потрясающи! Я такого уровня спецэффектов еще не видел. Мотоциклетные трюки также выполнены изумительно, причем как в колумбийских эпизодах, так и в Праге.

А остальное - это бритая физиономия Дизеля. Который ходит вразвалку, прикольно шутит (вполне в духе своего персонажа), посылает начальство, кадрит телок и меряется пузом со Злодеем. Мне нравится Дизель. Я именно таким представлял себе нового Героя. Как выяснилось, именно таким его хотят видеть зрители, потому что фильм в первые дни проката показал фантастические сборы и уже сейчас вышел в десятку самых кассовых фильмов Америки. Причем в данном случае - вполне понятно, почему. Потому что Коэн не просчитался.

Кстати, мне еще очень понравился Злодей в исполнении новозеландского актера Мартона Чокаша (причем по национальности он, насколько я выяснил, венгр). Несмотря на то, что в сценарии роль Злодея плоская, как доска, Чокаш из нее выжал не только все, что можно, но и еще буквально чудом добыл пару стаканов сверху. Очень интересный и колоритный актер. Надеюсь, что он еще где-нибудь появится.

Асиа Ардженто (многие критики ее называют Азия (Asia), однако она именно Асиа) мне не понравилась. И дело не в том, что я больше люблю старый типаж русских агенток. Просто девушка как-то бледновато выглядела на фоне таких колоритных личностей, как Дизель и Чокаш.

Резюмирую. Конечно, смотреть. Причем на большом экране, потому что спецэффекты и операторская работа этого вполне достойны. Коэн просто совершил чудо! Это же надо сделать такой зрелищный и прикольный боевик на совершенно дурацком и неоригинальном сценарии. Но он всем показал, что такое новая бондиана. И эта бондиана порадовала, однозначно!

Назло недоброжелателям сейчас расскажу, чем закончилась картина. (торжественно) Мир спасли! Что, съели?

***

P.S. Всякие разные факты:

- Вин Дизель за этот фильм получил 10 миллионов. Правда, его заставили сразу подписать контракт на съемки в "ХХХ 2" за ту же сумму. Сейчас он, вероятно, кусает себе локти. Потому что понятно, что за продолжение он мог потребовать и тридцатник - заплатили бы;

- Настоящие имя Вина Дизеля - Марк Винсент. Псевдоним Вин Дизель он взял, когда работал вышибалой в каком-то клубе;

- Во время съемок фильма погиб каскадер: не сумел вовремя отцепиться от катера, когда его тащили на парашюте, и бедняга разбился об мост над рекой Влтава;

- Роль Злодея первоначально предназначалась Юэну Макгрегору - чтобы привлечь зрителей. Однако когда после успеха "Форсажа" стало понятно, что народ на Дизеля, безусловно, пойдет, от этой мысли отказались;

- Йорги в фильме говорит, что цифра 99 в названии организации дана в честь года, когда люди, составляющие организацию, демобилизовались из армии. В переводе, с которым фильм идет в кинотеатре, почему-то фигурирует название "Анархия 16". Объясняется это тем, что в организации, мол, состоит 16 человек. Хотя на глаз - явно больше. В оригинале, вроде, все-таки "Анархия 99";

- Итальянка Асиа Ардженто получила русское имя Ася (в Штатах его произносят как Асиа) от своего отца Дарио Ардженто, цитирую, "в честь русской поэтессы Цветаевой";

- Основная работа над фильмом производилась в новейшей пражской студии, созданной на территории бывшего авиационного завода. Главный павильон студии по размерам не уступает наиболее крупным съемочным площадкам мира;

- Рассказывают, что Дизель на фильме сам выполнял большинство трюков. Бред. Даже если бы он и захотел это сделать, продюсеры никогда бы не разрешили рисковать главному актеру;

 



Поиск по названию