Тренировочный день / Training Day

Криминальная драма "Тренировочный день" (Training Day)
Режиссер - Антуан Фукуа. В ролях - Дэнзел Вашингтон, Итан Хоук, Том Беринджер, Скотт Гленн, Ева Мендес, Ник Чинлунд. США. 2001 год. 120 мин. Бюджет: $45 млн. Сборы по миру: $105 млн.

Молодой полицейский-новичок Джек Хойт (Итан Хоук) работает в Лос-Анджелесе обычным постовым. Ну, вы понимаете, что это за работа: штраф какому-нибудь автомобилисту выписать, старушку через дорогу перевести, скаута наказать за неправильный переход улицы. Но Джеку такая работа не нравится. Ему хочется стать настоящим детективом: ловить преступников, вступать в перестрелки, работать под прикрытием и так далее.

Самый быстрый способ добиться повышения - перейти работать в особое подразделение по борьбе с наркотиками. Там, правда, и работа суровая, и мужики - суровей не бывает, но Джек считает, что он может справиться. Начальник Хойта, вероятно, считает так же, поэтому Джека отправляют на стажировку к одному из лучших работников подразделения - детективу Алонзо Харрису (Дэнзел Вашингтон).

Алонзо должен попробовать Джека в деле и выяснить, сможет ли парень работать в его подразделении, - ну и Джек должен на своей шкуре испытать, что такое работа детектива в отделе по борьбе с наркотиками. То есть у него будет, так сказать, тренировочный день, однако не на специальных тренажерах, а в самых что ни на есть боевых условиях - в особо криминальных кварталах Лос-Анджелеса.

Алонзо довольно круто и жестко взялся за тренинг Джека - он сразу продемонстрировал парню, что здесь не в игрушки играют и если хочешь выполнять эту опасную работу, то у тебя все должно быть стальное: от нервов до тестикул. Джек поначалу во всем слушается Харриса и даже подчиняется откровенно провокационным требованиям вроде приказа Алонзо курнуть мексиканской травки, которую детектив только что отобрал у каких-то придурков.

Однако тренинг тренингом, а Харрису нужно работать. Как выяснилось, у него на этот день было запланировано несколько весьма важных операций, в которых Джеку отводилась определенная роль. Но Джек довольно быстро понял, что Алонзо, расхаживая с полицейским значком по самым страшным районам города, решает и некоторые свои собственные задачи, которые имеют мало общего с законом и порядком. И теперь перед Джеком встает традиционная задача: или принять правила игры, навязываемые ему Алонзо, и влиться в ряды элитного подразделения, или пойти против крутого детектива, но это чревато не только потерей работы, но и более серьезными проблемами.

Впрочем, через некоторое время Джек выясняет, что ситуация значительно более запущена, чем ему казалось поначалу.

***

Когда смотришь первые эпизоды этого фильма, кажется, что тебя ждет очередная, до боли навязшая в зубах штамповка о двух полицейских напарниках, один из которых - стреляный воробей, который будет учить нестреляного воробья уму-разуму. Когда же чуть позже выясняется, что Алонзо не только немерено крут, но еще и явно коррумпирован, начинаешь думать, что тебя ждет штамповка о двух полицейских напарниках, одному из которых - чистому и светлому - придется решать серьезную нравственную дилемму: закладывать ли своего напарника, оставшись чистым и светлым стукачком-предателем, либо же принимать соответствующие правила игры и коррумпироваться вместе с ним, отправляясь в туманное будущее больших денег и высокой вероятности посадки.

Однако следует заметить, что даже предчувствие и ожидание штамповки ни разу не вызывают желания остановить просмотр, да и кривая саркастическая улыбка ни разу не кривит рот. Потому что с самого начала уже ясно, что это - весьма сильное кино. С самого начала оно тебя захватывает и держит в напряжении, даже тогда, когда происходящее кажется набором бессвязных эпизодов. А потом, когда вся эта мешанина начинает потихоньку приходить в стройную завязку практически гениального плана Алонзо, уже приходишь в восторг - это необычное и крайне яркое кино, к которому не применимо слово "штамповка".

Картина очень хорошо сделана с чисто визуальной точки зрения - вроде бы все тот же залитый солнцем Лос-Анджелес, но никаких ангелов в кадре вы не увидите: депрессивные обшарпанные кварталы, давящее солнце, обливающиеся потом негры гетто, какие-то решетки, заборы, облупленные кирпичные стены... Все это постоянно накручивает напряжение, и ты начинаешь ощущать, что же чувствует этот парень Джек, который буквально через пять минут после начала этого тренировочного дня начал понимать, что скрывается за романтикой службы в элитном подразделении по борьбе с наркотиками.

Но картинка картинкой, однако самое изумительное, что есть в этом фильме, - это Дэнзел Вашингтон. Я сначала даже не понял, что это именно он играет Алонзо. Вашингтон? Обаятельный Вашингтон, который всегда изображает таких правильных парней? Но тут, как говорили Монти Пайтоны, нечто совершенно иное! Суровый и даже жестокий полицейский, ведущий свою очень сложную игру, крутость которого видна в каждом слове, каждом жесте и каждом повороте головы. Полицейский, который заставил себя уважать самых оголтелых бандитов. Впрочем, уважают они детектива потому, что его методы пострашнее методов этих бандитов...

Дэнзел сыграл Алонзо невероятно сильно, и это одна из лучших ролей среди всех криминальных драм! Кстати, за роль детектива Харриса Вашингтон в 2002 году получил "Оскара", и я не знаю, кто может сказать, что он этого недостоин.

Выбор Итана Хоука на роль Джека меня сначала несколько удивил, однако позже Хоук продемонстрировал, что он умеет играть и на пределе своих возможностей, которые мне всегда казались достаточно скромными, и даже за пределами этих возможностей. Тем более что на фоне потрясающей игры Вашингтона даже значительно более сильному актеру было сложно не потеряться. Тем не менее Хоук выдержал и показал, в общем-то, вполне высокий класс. И роль была очень сложная: зеленый новичок, попадающий в крайне жесткие условия, а потом еще и вынужденный очень быстро решать, значат ли для него что-нибудь слова "закон и порядок" или же это просто пустой звук.

Кстати, раз уж мы заговорили о кастинге, то нужно сказать, что эти актеры вовсе не сразу были утверждены на роли Алонзо и Джека. До утверждения Фукуа в качестве режиссера продюсеры рассматривали кандидатуру Дэвида Гуггенхейма, и тот планировал в качестве основных персонажей Сэмюэля Джексона и Мэтта Дэймона. (Тоже, кстати, мог получиться очень интересный вариант.)

Позже, уже когда Фукуа занялся проектом, на роль Джека готовили Тоби Магуайра. Причем Тоби даже пару месяцев поездил с сотрудниками подразделения Лос-Анджелеса по борьбе с наркотиками и начал набирать вес. Однако когда Итан Хоук, которого Фукуа изначально планировал на эту роль, сообщил, что готов принять участие в съемках, Магуйару было отказано.

Роль Алонзо также предлагали Гари Синизу и Тому Сайзмору, но они отказались. Вашингтон, согласившись сыграть детектива, был вынужден сниматься практически одновременно с другим фильмом, где он играл главную роль, - "Джон Кью". Почему Вашингтон согласился исполнить этого персонажа, хотя обычно играет принципиально другие роли, - неизвестно...

Резюмирую. Одна из самых сильных полицейских драм среди всех, что я видел. Высочайший уровень и постановки, и актерской игры, да и сценарий не подкачал. Хотя, казалось бы, налицо совершенно типовая история. Но, как выяснилось, настоящие мастера даже из обычной полицейской истории могут сделать нечто весьма выдающееся.

***







***


Поиск по названию