Антикиллер / Antikiller

Боевик "Антикиллер" (Antikiller)
Режиссер - Егор Михалков-Кончаловский. В ролях - Гоша Куценко, Михаил Ульянов, Сергей Шакуров, Александр Белявский, Александр Балуев, Юрий Кузнецов, Виктор Сухоруков, Иван Бортник, Евгений Сидихин, Михаил Ефремов. Россия. 2002. 114 мин.

 

- Короче, как мы этих "северных" узнаем?
- А они такие же, как мы. Только рожи незнакомые...

- Я клялся давить таких, как ты - по мере сил. А сил
у меня - немерено!

Пожалуй, это первый фильм со времен "Брата-2", который просто взорвал околокиношную журналистскую братию. Точнее, взорвал небольшую гранату с конфетти где-то посредине их тесной тусовочной полянки, побудив ребят взяться за перья (ручки, пишущие машинки или клавиатуры компьютеров) и строчить, строчить, строчить, со стоном обличая, негодуя, возмущаясь и так далее.

Я получил истинное удовольствие, читая рецензии. Честно говоря, такого наслаждения я не получал еще со времен "Брата-2", после выхода которого читать критику было намного интереснее, чем смотреть фильм. Правда, сейчас я не рекомендую читать критику до просмотра "Антикиллера". Лучше всего сначала его посмотреть, а потом уже потешить себя эскападами журналистов. И не вздумайте начинать с рецензий в Интернете - там, как правило, пишут независимые критики и зрители, которые просто высказывают собственное мнение. Читать нужно рецензии во всяких серьезных журналах и еженедельниках, вот там - самый сок!

Больше всего я рыдал от рецензии в "Аргументах и фактах". Ну, оно понятно, что "Аргументы и факты" рассчитаны на соответствующую аудиторию, средний возраст которой стремительно приближается к 65 годам, но даже этот факт не может для меня объяснить пафоса, с которым журналистка Марина Мурзина пишет об этом фильме. Вот несколько избранных абзацев...

В нем заняты лучшие силы нашего актерского цеха - от уважаемого народного артиста Михаила Александро­вича Ульянова до Гоши Куценко (можно назвать его культовым, но, по-моему, он просто хороший артист) Далее - Александр Белявский, Александр Балуев, Сергей Шакуров, Юрий Кузнецов, Виктор Сухоруков, Иван Бортник, восходящая звезда Виктория Толстоганова, Евгений Сидихин. Вот и первый вопрос - понятно, конечно, что кушать хочется, но все-таки, уважаемые и любимые господа артисты, зачем же уж так хлопотать лицом? Все в том же прессрелизе актеры проходят под кликухами Баркас, Шаман, Отец, Амбал, Клоп. Страшно представить, что через какое-то время наши дети будут читать в таких же релизах, что актер такой-то известен благодаря роли Шамана или Клопа...

Я оставлю на совести Марины использование вовсе не ею придуманного выражения "хлопотать лицом", которое сюда приплетено совершенно не по делу, но вот предложение, начинающееся со "страшно представить" - это просто шедевр! (с пафосом) Страшно представить, что через какое-то время наши дети будут читать в таких же релизах, что Марлон Брандо известен благодаря роли дона Вито Корлеоне! Страшно представить, что Аль Пачино известен благодаря роли Тони Монтана! Страшно представить, что Белявский известен благодаря роли Фокса! Ой, пардон, перепутал. Не Фокса, а Короля...

Читаем далее откровения Марины:

В съемках использовано 40 автомобилей лучших иномарок, которые, разумеется, взорваны. Хотя по новейшим техно­логиям их вполне можно было 'взорвать" на компьютере.

Уровень познаний Марины в технологиях современного кинематографа просто поражает.

Трудно воспринимать тексты типа "Баркас его схавает", "мудила - сам мудила", "где зону топтап", "предъява", "мазу потянем", "короновали на зоне"...

Вот тут подпишусь под каждым словом! Меня это тоже возмутило! Что такое, весь фильм одни грубые выражения! Это нежизненно! Бандиты должны общаться друг с другом нежно, деликатно и ласково. Например: "Баркас ему сделает отеческое внушение с последующими пышными похоронами", "Вы, дорогой друг, не совсем правы! - Ну что вы, сударь! Это вы не совсем правы!", "Простите, любезнейший, что я интересуюсь, но не подскажете ли вы, в каком именно исправительном заведении вы имели честь находиться?" и так далее. Вот тогда Марина (и другие критики) будет довольна, и ее нежный слух не будут резать всякие "мудила - сам мудила"...

Финал рецензии хоть и ожидаем, но читая его, я все равно рыдал полчаса:

Поневоле думаешь: режиссер, потомок известной династии Михалковых-Кончаловских. режиссеров, снявших "Дядю Ваню", "Дворянское гнездо", 'Неоконченную пьесу для механического пианино", - и всерьез занимается вот этим?

(поддакивая) Точно! Потомок "Зайца во хмелю" - и вдруг какие-то предъявы, ксивы, мудилы и прочие дурилки картонные! Нет чтобы снять "Дядю Степу милиционера"... Ой, Марина! (радостно) Так он же и снял! "Антикиллер" - это же и есть про дядю Гошу милиционера! Бл# буду! Ой! В смысле, вот вам крест! "Дядя Степа милиционер" на новый лад! Имеет право, между прочим! Егор просто творчески переосмыслил наследие предков! Это дядя Степа милиционер, который замочил выеживающегося дядю Ваню, наигрывающего неоконченную пьесу для механического пианино в дворянском гнезде. Так и есть! Вы посмотрите кино, посмотрите! Увидите, что я не вру...

Подобного типа рецензий я прочитал примерно десяток. Аргументация из серии: "Да как он мог! Он, потомок "Сбежавшего поезда"...", "Сергей Михалков проклянет собственного внука!", "Судя по фильму, в Москве только и делают, что стреляют на улицах!"...

Так забавно читать, когда критики пытаются серьезно рассуждать о боевике. С этой точки зрения можно было взять "Смертельное оружие" и начать возмущаться: "Да как мог Мэл Гибсон, играющий Гамлета, изобразить Мартина Риггса - этого отморозка, стреляющего направо и налево!", "Судя по фильму, в Лос-Анджелесе только и делают, что стреляют на улицах"...

Ладно, бог с ними, с критиками. Давайте говорить о фильме...

Собственно, сюжет укладывается буквально в несколько телеграфных строчек... Майора милиции Коренева по кличке Лис (Гоша Куценко) подставили и посадили. Лис отсидел и вышел. Хочет зажить спокойной жизнью, но не получается: вокруг кипит всякая бандитская жизнь, которая так или иначе касается Лиса своим пакостным крылом. Кроме того, в одном из налетов подручными авторитета Шамана (Александр Балуев) убит близкий друг Лиса, и бывший милиционер поклялся отомстить.

Но прежде всего ему нужно разобраться в том, что вообще сейчас происходит в криминальном мире, потому что за время его отсидки многое изменилось. А в этом мире происходит следующее... Есть "папа" по кличке Отец (Михаил Ульянов), который презрел старейшие воровские законы и живет в пошлой роскоши. Примерно такого же образа жизни придерживается известный авторитет Король (Александр Белявский). Зато другой авторитет, Крест (Сергей Шакуров), живет "по понятиям" и не приемлет роскошь.

Старым авторитетам на пятки наступает вор новой формации - Шаман. Он тоже живет в пошлой роскоши, но ему на все наплевать, потому что он живет не по старым "понятиям", а по своим собственным. Шаман - в большой силе, он постепенно подминает под себя те области, где раньше господствовали прежние авторитеты. Помогает в этом Шаману бригадир самой многочисленной и мощной бандитской группировки Баркас (Евгений Сидихин).

Но всем - и старым, и новым авторитетам, - портит кровь банда откровенного отморозка по кличке Амбал (Виктор Сухоруков). Амбалу в детстве удалили часть мозга, что снизило до отрицательных величин его болевой порог, а также некоторым образом повлияло на мировоззрение: Амбал с корешами мочит всех вокруг, невзирая ни на какие авторитеты. Ему все пофиг. Потому что в стволе вся сила, брат! Поэл?

***

Кстати, я вовсе не говорю, что Егора Кончаловского не за что ругать. Еще как есть за что! Поэтому сначала поговорим о том, что мне не понравилось в "Антикиллере"...

Сценарий, конечно, не фонтан. Если бы Кончаловский напрягся и пригласил хорошего сценариста вместо того, чтобы снимать фильм по книжке, которую он нашел на заднем сиденье машины своего водителя (его собственные слова), то, может быть, кино получилось бы значительно лучше. Я понимаю, что "Антикиллер" Корецкого разошелся какими-то безумными тиражами, но это еще не значит, что из него можно сделать хорошее кино. Ну можно было хотя бы пригласить кого-нибудь (лучше всего - Константина Мурзенко, написавшего сценарий к "Мама, не горюй") переписать эти картонные и тяжеловесные диалоги на хорошую, качественную феню. А то как-то забавно слушать беседы всяких отморозков, во время которых они говорят то высоким штилем, то, словно опомнившись, сбиваются на довольно неумелый мат.

Тщательнее, ребята, надо подходить к диалогам! В них - вся соль! Вон как "Мама, не горюй" хорошо получился! А все потому, что герои говорят вполне естественным (для них) языком! "И передай Туристу, что базар держать - в уровень посылают людей, - по всем понятиям так... А мне с хомячками не интересно плясать, я в детстве их отлюбил... И не надо мне тут сейчас рылом целиться - может и предъява покатить..." Правда, Марина Мурзина от этих бесед, вероятно, упала бы в обморок, но мы же не на нее ориентируемся, правда?

Второй момент, который меня изрядно раздражал, это несуразное смешение стилей. Потому что нельзя так! Нужно четко определиться, что именно снимается: боевик, комедия, пародия, трагедия, трагикомедия, драма или мелодрама. "Антикиллер" сделан явно как криминальная драма, однако совершенно не понятно, какого черта туда вставлены комедийные и пародийные моменты. Например, Ульянов явно изображает дона Вито Корлеоне, - а на черта? Причем это не пародия. А просто... Что просто - я так и не понял.

В сцене попытки убийства Амбала Кончаловский попытался спародировать (или скопировать) знаменитый эпизод в баре из "Desperado" Родригеса. Амбал, минут пять гордо вышагивающий с двумя палящими пистолетами в руках, это, конечно, круто и все такое, но смысла в подобном цитировании нет никакого.

Кроме того, если уж снимается реалистичная криминальная драма, тогда зачем все эти явные дурацкие натяжки, вроде сцены, когда Король лично и без охраны приезжает на стрелку с отморозками (вот дурдом-то), а также все та же сцена попытки убийства Амбала: ну, разумеется, киллеры должны были прийти на дискотеку и начать там всех мочить, в надежде также зацепить Амбала?.. Из серии, что "за сто тысяч долларов номер квартиры называть не обязательно"...

Финал.. Финала не понял никто. Причем его не понял и сам Кончаловский. То ли ему просто хотелось появиться в этом фильме в роли киллера-снайпера, вот он и появился, ради хохмы прицелившись в первого попавшегося главного персонажа, то ли они так долго монтировали картину, что измонтировались в дупель и оставили в фильме финальную сцену, которая не в склад не в лад, поцелуй кошку в голову. "Соев, голубчик, я вас умоляю - посмотрите финал!" Впрочем, поздно увещевать Егора. Кино уже прокатывается. А зрители, выходя из зала, тупо друг друга спрашивают: "Подожди, я че-та не поэл - а че эта Крест Лиса-то решил замочить, а? На фига?"... Кстати, я тут подпишусь под каждым словом. Я тоже конкретно не поэл, однозначно!

И последний момент, который меня явно раздражал. Оно понятно, что Кончаловский, оператор и монтажер фильма достаточно недавно изучили всякие новомодные технологичные примочки: размывку кадра, визуальные эффекты при смене эпизодов и так далее, - но на черта это все было пихать в фильм в таких количествах? Мне монтажные стыки между эпизодами все время напоминали ситуацию с начинающим вебмастером, который узнал о наличии в html тэга, задающего всякие идиотские видеоэффекты, возникающие при заходе на страницу, и теперь распихивающего эти тэги по всем разделам сайта. Смотрелось это все как-то беспомощно и по-детски - как будто ребятишки играются, а не взрослые дяди кино снимают.

Ладно, хватит о минусах, давайте о плюсах... Несмотря на все недостатки, кино получилось вполне даже неплохим. Эдакий российский боевичок "с претензиями", который, однако, вполне можно посмотреть. Все-таки, в нем играют вполне хорошие актеры, можно сказать - самый цвет отечественного кино, и в их исполнении даже эти дурацкие диалоги слушаются довольно неплохо. Главная роль - вполне достойная. Гоша Куценко - очень колоритный актер, и он хорошо смотрится практически везде. Здесь - не исключение. Гоша не стал изображать убитого горем и скрежещущего зубами киллера, мстящего за смерть друга. Он - настоящий кинематографический "герой": загадочный, холодный и рассудительный, спокойствие которого, однако, напоминает невозмутимость гремучей змеи. Остальные герои явно нервничают: кричат, орут, скандалят, носятся туда-сюда, бьют друг другу морды, но Лис находится как бы сверху. Он наблюдает и сопоставляет. Когда из разрозненных кусочков сложилась четкая картинка, Лис начал действовать: для этого ему понадобилось сделать один единственный выстрел, который вышиб краеугольный камень хрупкого равновесия между двумя бандитскими группировками. И все умерли. Кроме "правильных" воров (которых в данном случае олицетворяет Крест). Так что в фильме даже есть мораль: долой беспредел, жить нужно "по понятиям". Ну и опять же - "братва, не стреляйте друг в друга" и все такое...

Ульянов мне совершенно не понравился. Прежде всего из-за этого дурацкого подражания дону Вито. Уж хочешь подражать дону Вито - становись доном Вито. Ну на крайний случай - доном Клерикуцио, а не странноватым старичком, живущим в Пушкинском музее как у себя дома.

Белявский в роли Короля - тот же Фокс, только сильно постаревший. Фраза "вы на кого залупились" в его устах слушается на редкость искусственно и почему-то очень напоминает его же роль Брежнева в "Серых волках".

Сидихин - хорош, как обычно. Классический бригадир. Исполнительный, убедительный, но несамостоятельный, которому хорошо под "папой". Только из Шамана "папа" неправильный... Инструкция Баркаса своим бандитам перед схваткой с "северными", приведенная в качестве эпиграфа к рецензии, обязательно станет крылатым выражением.

Сухоруков... Тут мнения сильно расходятся. Они и у меня с собой сильно расходятся. С одной стороны, отморозка он сыграл вполне грамотно и вполне в своем духе. С другой стороны, это до предела фальшивое и никуда не клеящееся выступление Амбала на лестнице перед своими соратниками, когда не понимаешь, смотришь ты боевичок с претензией на "жизненность" или "Дети капитана Гранта" на детском утреннике - до того это все напыщенно и театрально... Впрочем, будем считать, что Сухоруков понравился. Потому что текст - не его вина. Он-то как раз делает все, что может.

Лучше всех, пожалуй, выглядит Шакуров в роли "правильного" авторитета - Креста. Во-первых, роль не такая гротескная, как у Белявского и Ульянова, а во-вторых, текст хоть немного поприличнее. Кроме того, с Шакуровым играет очень забавный персонаж - подручный Креста, который хихикает на его похоронах...

Ладно, пора резюмировать, а то я что-то расписался... Скажем так, этот фильм оказался несколько лучше, чем я ожидал. С определенными натяжками можно считать, что получилась та самая криминальная драма, которую Кончаловский пытался снять. Определенные удачи картины несколько перевешивают явные неудачи. Кримидраматический боевичок - он такой и есть. Куценко - просто класс. Если бы еще и диалоги поприличнее сделали, тогда вообще можно было бы четверочку поставить. Без этого - нечто среднее между тройкой с плюсом и четверкой с минусом. Ближе, впрочем, к четверке с минусом.

P.S. Уже даже есть официальный сайт фильма. Правда, из актеров там перечислена примерно треть, а в трех предложениях краткой аннотации к фильму ребята ухитрились пять раз неправильно поставить запятые, в результате чего аннотация превратилась в нечто неудобоваримое, но графика - хороша. Ребята явно старались.  



Поиск по названию