Счастье / Happiness

Трагикомедия "Счастье" (Happiness)
Режиссер - Тод Солондз. В ролях - Джейн Адамс, Джон Ловитц, Филип Сеймур Хоффман, Дилан Бейкер, Лара Флинн Бойл, Джастин Элвин, Синтия Стивенсон, Бен Газзара, Кэмрин Манхейм, Джаред Харрис. США. 1998. 134 мин. Бюджет: $3 млн. Сборы по миру: $3 млн.

- Обожаю Нью-Джерси.
- Ты скучаешь по России?
- В гробу я видал эту Россию.

В центре внимания фильма - большая семья, состоящая из мужа с женой и трех дочерей. У мужа с женой кризис почтенного возраста: глава семьи, Ленни Джордан (Бен Газзара), надумал пожить один, без супруги Моны. Времена меняются, люди меняются. Ленни хочет свободы. Мона считает, что Ленни - выживший из ума чертов сукин сын, но ничего поделать с Ленни не может. Тогда Мона начинает заниматься устройством собственной жизни.

Старшая дочь, Триш (Синтия Стивенсон), в отличие от двух других дочерей - замужем, и у нее двое детей. Муж Триш - психоаналитик Билл (Дилан Бейкер). Как это иногда бывает у психоаналитиков, Билл - совершеннейший психопат, которому самому нужна серьезная врачебная помощь. В Билле за внешностью суховатого доктора скрывается маньяк-педофил, который уже не может справляться со своими внутренними тараканами.

Средняя дочь - красавица Хелен (Лара Флинн Бойл) - известная писательница, специализирующаяся на романах-ужастиках. Однако в глубине души Хелен презирает себя. Она пишет об изнасиловании малолеток, но это просто эксплуатация шокирующей темы. Саму Хелен в детстве никто не насиловал, да и вообще никогда не насиловал, поэтому она осознает определенную ущербность своей позиции: нельзя писать о том, в чем практически не разбираешься. Впрочем, в последнее время Хелен повадился звонить некий маньяк, который говорит по телефону всякие волнующие гадости, и Хелен надеется, что ей подвернется случай узнать об изнасиловании не понаслышке.

Ну и младшая дочь - инфантильная дурнушка Джой (Джейн Адамс). Она сочиняет дурацкие песенки и называет это "моя музыкальная карьера". Она встречалась с закомплексованным толстячком Энди Корнблюцем (Джон Ловитц), но так и не сумела разглядеть в нем нечто возвышенное, после чего, преподавая в школе, познакомилась с русским эмигрантом Владом (Джаред Харрис), и этот негодяй ее обворовал.

Ну и еще один центральный персонаж картины - классический лузер средних лет по имени Аллен (Филип Сеймур Хоффман). Он - сосед Хелен, и это именно он периодически звонит ей, говоря в трубку всякие гадости. Однако в реальности Аллен ничего не сможет сделать Хелен. Он просто жалкий извращенец с богатым воображением. Впрочем, другая соседка Аллена - толстушка Кристина (Кэмрин Манхейм) - не прочь подружиться с этим мужичком, хотя, когда он узнает о некоторых интересных событиях из жизни этой честной девушки, ей уже мало что светит.

***

Этот фильм чем-то напоминает "Магнолию" Пола Томаса Андерсона. Здесь тоже присутствуют короткие эпизоды из жизни нескольких людей, которые так или иначе соприкасаются между собой. И также речь идет о людях, которые внешне, может быть, вполне благополучны, но в глубине души - вполне несчастны. Ну и о людях, которые и внешне выглядят, как уродцы-извращенцы, и внутренний их мир вполне соответствует производимому впечатлению.

Большинство персонажей картины, за исключением мерзкого педофила психоаналитика, вызывают жалость и сочувствие. Особенно Аллен, который мается так, что хочется его уже или пристрелить, или прислать к нему Хелен, чтобы тетка утешила несчастного лузера. Аллена играет очень хороший актер Филип Сеймур Хоффман. Впрочем, это довольно традиционная для него роль - жутко закомплексованный лузер, одержимый различными нереализованными сексуальными фантазиями, - но стабильность всегда являлась признаком мастерства.

Откровенную жалость вызывает младшая сестричка Джой. По логике вещей ей вполне подходил толстячок Энди, но она сама отказалась с ним встречаться. Ну и следующий знакомец, разумеется, оказался негодяем-воришкой. Кстати, подругу этого Влада действительно играет русская актриса - в отличие от Влада, который хотя и довольно сносно имитирует русский акцент, но фраза по-русски: "Принеси еще водки" - звучит в его устах настолько коряво, что сразу понимаешь, почему парень не скучает по России.

До уровня "Магнолии" фильм Солондза не дотягивает, но тем не менее это вполне достойное авторское кино, отмеченное к тому же несколькими весьма престижными международными наградами. Несмотря на несколько удручающую плотность маньяков и лузеров на погонный метр пленки фильма, гнетущего впечатления он не оставляет, скорее наоборот. Тем более что нечто вполне светлое и радостное в конце фильма все-таки случается, да и семья собирается за одним столом, что оставляет повод для оптимизма. Ну да, родители разводятся, муж старшей дочери оказался психопатом-педофилом, среднюю преследует маньяк, который ее даже трахнуть не может, а младшая постоянно связывается то с придурками, то с уродами, но тем не менее жизнь-то все-таки прекрасна, если как следует подумать...

***






***


Поиск по названию