"Выше всяких оценок" 

Умер Ингмар Бергман

В возрасте восьмидесяти девяти лет умер Ингмар Бергман — безусловно один из крупнейших кинематографистов всех времен и народов.

Он родился 14 июля 1918 года в Упсале, в семье католического священника. Еще в детстве помогал местному кинооператору налаживать проекционную аппаратуру, учился на историко-филологическом факультете, ставил студенческие спектакли. В 1942 году стал штатным сценаристом киностудии "Свенскфильминдустри", два года спустя возглавил городской театр в Хельсинборге.

В 1946 году дебютировал в кинорежиссуре с фильмом "Кризис". С конца 40-х годов активно снимал фильмы, был художественным руководителем многих театров в разных городах, ставил радиоспектакли. В 1956 году, после того как фильм "Улыбки летней ночи" получил спецприз Каннского фестиваля, к Бергману приходит международное признание. В последующие годы один за другим вышли наиболее значительные его картины — "Седьмая печать", "Земляничная поляна", "Лицо", "Девичий источник". В 1963 году была завершена трилогия "Как в зеркале" — "Причастие" — "Молчание".

Параллельно с развитием кинокарьеры Бергман активно работал на театральных подмостках по всему миру, ставил Ибсена и Островского, Уильямса и Чехова, Олби и Мольера, Шекспира и Стриндберга; огромный успех имели поставленные на сцене Стокгольмской Королевской оперы "Похождения повесы" Игоря Стравинского.

Продолжали выходить и бергмановские фильмы, немедленно становившиеся классикой, — "Персона", "Час волка", "Стыд", "Сцены из супружеской жизни", "Шепоты и крики". В 1976 году в связи с налоговым скандалом Бергман на девять лет уехал из Швеции, чтобы продолжить работу над фильмами и спектаклями в Германии. После возвращения мастера в 1982 году вышел фильм "Фанни и Александр", награжденный четырьмя премиями "Оскар". Он стал последней киноработой Бергмана, который объявил о том, что уходит из кинорежиссуры, продолжая, впрочем, писать сценарии, снимать для телевидения и ставить спектакли, а также активно начал заниматься литературой — написал две книги о своей жизни и принципах творчества, а также несколько романов.

В 2004 году закончились отношения и с театром — Бергман переехал из Стокгольма в уединенный дом в селении Форе на шведском острове Готланд в Балтийском море, где и прожил затворником до самой смерти.

В истории мировой культуры сложно найти равновеликую Бергману фигуру — он был, вероятно, одним из самых значительных уроженцев Швеции, создателем собственного мира (и мифа), в котором даже его вполне легендарная личная жизнь (Бергман был женат пять раз, у него девять детей) становится произведением искусства, причем произведением вполне драматическим.

Он был признан гениальным режиссером еще при жизни, и это признание не ограничивалось фестивальными наградами, хотя и их до того момента, как Бергман перестал участвовать в конкурсах международных фестивалей как режиссер, было предостаточно: картины Бергмана отмечались призами всех основных мировых киносмотров и получили в общей сложности семь "Оскаров", в том числе трижды объявлялись лучшими иноязычными картинами. Признание это вообще выходило за привычные в кинематографе рамки: в 1960 году жюри Каннского фестиваля приняло до сих пор беспрецедентное решение и признало, что представленный в конкурсе фильм "Девичий источник" "в силу своих исключительных художественных достоинств выше всяких фестивальных оценок".


Интервью