I, Robot

Оригинальное название: I, Robot
Название в российском прокате: Я робот
Режиссер: Алекс Пройас
В главных ролях: Уилл Смит, Бриджит Мойнахан, Брюс Гринвуд, Чи МакБрайд, Алан Тадик, Джеймс Кромвель, Аарон Дуглас, Крэйг Марч и др.
Продолжительность: 112 мин.
Дата выхода: 16 июля 2004 года
Дата выхода в России: 5 августа 2004 года
Официальный сайт: http://www.irobotnow.com/

Сразу по окончании эффектного титульного видеоряда, в котором кто-то кого-то куда-то тащит под водой в кромешной мгле и пузырьках, отправляемся в яркую, технологичную, мегаполисированную и всё равно страшно неспокойную Америку образца 2035 года. Всё, что когда-то нафантазировали бесстрашные до выдумки фантасты тут реализовано в пеленающей материю реальности. Вот только, машины ещё не кружат по воздуху, сбиваясь в стаи и создавая гигантские пробки по всем векторам пространств, да космические корабли не бороздят просторы больших театров, вздымливая на старте поверхности крыш небоскрёбов, на которых когда-то было выведено "H", а теперь всё больше "S".

Что же до остальных приятных мелочей Человека Будущего, на месте всё, включая архиумные бытовые приборы, на которых ручки-кнопки отсутствуют в принципе, потому что работают они исключительно по голосовым командам. Стильные автомашины-вегетарианцы, более не пожирающие бензин и не загрязняющие воздуха (наверное, потому-то Америка необыкновенно яркая), а также миллионы вроде бы и незаметных, но совершенно незаменимых рук на металлических суставах, появившиеся относительно недавно, но вошедшие в жизнь Человека Будущего надолго и всерьёз.

Роботы. Обладающие колоссальным рабочим потенциалом, не нуждающиеся в материальных поощрениях, мгновенно распространившиеся ушлым отделом продаж компании "U.S. Robotics" по всему миру, они выполняют любую работу, от конфискации не должным образом припаркованных машин до обязанностей профессиональной кухарки. Искусственный интеллект навсегда оставил без работы официантов, и теперь кроме звёзд в Голливуде никто не живёт.

Несмотря на огромную физическую мощь, роботы, способные, в общем-то, незначительным усилием превратить человеческий череп в горку окровавленных паззлов, никакой опасности для человека не представляют. Потому что ещё на этапе конструирования, в самые-самые низкоуровневые БИОСы этих роботов зелёным по чёрному всунуты три знаменитые закона робототехники, придуманные в туманном прошлом фантастом Айзеком Азимовым, ну а в ярком фючерланде - гением робототехники, доктором Альбертом Лэннингом (Джеймс Кромвелл):

1. Робот не может причинить человеку вред или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам человека, если они не противоречат первому закону.
3. Робот должен защищать своё существование, если это не противоречит первым двум законам.

Вот так, тремя элементарными условиями, роботы превращаются в послушных работников и незаменимых помощников человечества.

С этим согласны все люди на Земле, кроме молодого американского копа Дела Спунера (Уилл Смит). Когда-то в прошлом, в мутной воде, кромешной тьме и пузырьках, Спунер имел трагический эксидент, и одним из героев этого неприятного события был робот. С тех самых пор, Дел откровенно отрицательно относится к шибко умным устройствам в целом и бытовым роботам в частности, полагая, что когда-нибудь три пресловутых закона, как и всё в этой жизни, дадут сбой, если уже где-то не дали, и что тогда будет, неизвестно никому, даже Богу, потому что роботы-то точно не в его юрисдикции. Жизнь фючерланда идёт, между тем, своим чередом, Дела Спунера считают странноватым американским копом, ну а роботов покупают все, кому не лень. Ведь ни единого раза, включая подводный эксидент самого Спунера, роботы законов не ослушались.

Но помилуйте, это ведь откровенно неинтересно! А где же конфликт? Где заговор? Где храбрые перелёты героя через пропасть с орущей блондинкой подмышкой? Где, наконец, то шикарное полчище роботов, которое изящно преподносилось нам в трейлерах, многообещая блокбастерными телесами? Донт ворри, их будет. Как есть Уилл Смит.

Уже на десятой минуте фильма из окна сто чёрт его знает какого этажа, ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К СВОЕЙ ПЕРСОНЕ, сигает седовласый Альфред Лэннинг. Тот самый прославленный создатель роботов. Вариантов причины такого поступка хватает, но, прибывший на место преступления Спунер, которого доктор как раз и хотел видеть перед смертью, а вернее после неё, сразу понимает, почему доктор хотел видеть именно его. Дело, конечно, в роботах. И дело, видимо, нечисто, раз Лэннинг привлёк своим сиганием именно внимание Спунера, единственного человека на свете, который в белости и пушистости искусственного интеллекта сомневается.

Дел заряжает футуристический пистоль, ободряется идеей, что вот уже и доктор Лэннинг совсем не в восторге от роботов (был, да, был) и вприпрыжку несётся за вроде подозреваемым в убийстве доктора роботом нового поколения, который называет себя Сонни, и которого три пресловутых закона, таки, кажется, не колышат.

И вот тут мы уже не сомневаемся, путь приведёт героя к вожделенному обрыву, уклеенному армадой роботов из трейлера, и свято место подмышка пустовать не будет. Его с плохоскрываемым удовольствием займёт симпатюлька Сьюзен Келвин (Бриджет Мойнахан). И самым большим открытием долгожданной фантастики по Азимову будет, правильно, тот факт, что точёная докторша вовсе не блондинка, во что мы простодушно уверовали в начале. А как бы некоторым образом брюнетка.

Нет худа без добра. Фантастический боевичок, каким бы сереньким он на деле ни вышел, оказался всё-таки не полным идиотством (для серенького фантастического боевичка). И даже Уилл Смит умудрился сыграть Спунера испытывающим, если не драматику, то хотя бы некоторые проблемы. Необычно мало гэгов в паузах между погонями, да и характер Дэла раскрыт довольно серьёзно для залихватского рубахи-парня Смита.

Из книг Азимова в фильм перекочевали оригинальные тексты трёх законов робототехники, собственно роботы и титр, что снято это безобразие именно по Азимову. Ничего общего у попсовых героев кино с литературными персонажами фантаста, как и ожидалось, нет. Логическая цепь поведения некоторых индивидов в картине (того же покойного Лэннинга) рвётся на втором звене и всё оставшееся время с грохотом падает на грешную землю.

Зато неплохо (после прогремевшей на весь мир идентификации Горлума) выглядит анимация роботов (особенно, ясное дело, в финале, когда оных не один и не два), только сами роботы не понравились. Уж простите меня, только недоостовы терминаторов с жалобными лицами утопленников определённо не в моём вкусе. Хотя это именно его дело. Дело вкуса. Так увидели роботов дизайнеры фильма - ну что ж теперь поделать.

Со Смитом всё ясно, он смотрится для себя весьма неплохо и даже чуть-чуть необычно-серьёзно, а что же Мойнахан? Актриса, которой вполне по силам сыграть не только Подмышечную Подруганку Героического Героя, пищащую над пропастью: "Спаси меня, Турбомен!"? Ведь доказала же она это в "Рекруте", пусть на не много, но эпизодов стянув одеяло зрительского внимания на себя? Увы и ах, в 100-миллионный фантастический флик она явно попала из-за более-менее имени. (Более-менее имя - это когда ты не Мадонна, конечно, Луиза Вероника и не Джулия, знаете ли, Робертс, но многие некоторые узнают тебя в лицо, а в трудовой книжке красуется витиеватость, вроде: "Присутствовала в кадре с настоящим Аль Пачино аж пять-шесть раз!") Сразу после просмотра фильма я тщетно начал ловить в памяти хоть какие-нибудь значимые моменты, связанные с её героиней. Конечно, может, просто старею, но НИ-ЧЕ-ГО. Тупая подружка (пусть и с академическим образованием по сценарию) довольно убедительного главного героя.

Суммирую винегрет впечатлений. Не Азимов, вопреки потугам, не особенно интересный и захватывающий, с совсем уж спорным сценарием, но всё-таки фантастический боевик, с оригинальным Уиллом Смитом, зато с блеклой Мойнахан, с невыразительными роботами, с прилично выполненными сценами действия и ну просто красивыми финальными кадрами. Путано, есть такое, зато честно.

Разик глянуть можно. Лично мне после сеанса очень захотелось пересмотреть "Двухсотлетнего Человека", вариацию на тему того же Азимова, и тех же его законов робототехники, но гораздо менее попсовую.

Mixa (31 августа 2004 года)


Ну а теперь несколько любопытных фактов, по традиции предоставленных для нас Мишиным Максимом:

1. На витрине магазина старых роботов можно увидеть робота-собаку AIBO от Sony.

2. Футуристическая машина в фильме – это концепт Audi RSQ, созданный специально для фильма.

3. Во всех книгах Азимова роботы подчинялись «трем законам робототехники»:

а) Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
б) Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.
в) Робот должен заботится о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам.

И хотя прямо об этом фильме не говорится, но поведение главного компьютера V.I.K.I. соответствует так называемому "нулевому закону роботехники" Азимова, который гласит, что робот не может причинить вреда человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинен вред. Этот четвертый закон упоминается в рассказе Азимова "Роботы и империя" роботом, умеющим читать мысли, Гискардом Ревентловым и андроидом Р. Дэнилом Оливавом.

4. В передаче "Америкэн Чоппер" Уилл Смит сказал, что во время съемок он разбил мотоцикл на скорости 60 миль в час.

5. Персонаж Уилла Смита ездит на мотоцикле 2004 MV Agusta F4-SPR. В мире существует всего 300 таких мотоциклов. Технич. характеристики: двигатель 750 см3, 4 цилиндра, 147 л.ш., максим. скорость более 175 миль в час.

6. В автомобильной аварии, в результате которой герой Уилла Смита потерял руку, водителя другой машины звали Хэрольд Ллойд в честь известного актера немых фильмов. В результате несчастного случая во время съемок при взрыве бутафорской бомбы Хэрольд Ллойд потерял несколько пальцев.

7. Кошку д-ра Лэннинга зовут Азимов.

8. Все машины, представленные в фильме, - это сегодняшние видоизмененные модели Ауди, причем некоторые из них и вовсе не были изменены.

9. Идея того, что робот прятался в большой группе таких же роботов, была заимствована из рассказа Азимова "Меленький потерявшийся робот".

10. Эпизод про то, как Санни снились сны об освобождении порабощенных роботов отсутствует в книге "Я, робот" и был взят из короткого рассказа Азимова "Сны роботов".




Фантастика