I, Robot

Оригинальное название: I, Robot
Название в российском прокате: Я робот
Режиссер: Алекс Пройас
В главных ролях: Уилл Смит, Бриджит Мойнахан, Брюс Гринвуд, Чи МакБрайд, Алан Тадик, Джеймс Кромвель, Аарон Дуглас, Крэйг Марч и др.
Продолжительность: 112 мин.
Дата выхода: 16 июля 2004 года
Дата выхода в России: 5 августа 2004 года
Официальный сайт: http://www.irobotnow.com/

Азимова не читал, признаюсь сразу. Хотя, не думаю, что в данном случае это большое упущение, потому что переврали, по слухам читавших, всё что можно было. Опять же, незамутненное книгой сознание могло сосредоточиться непосредственно на фильме, без крамольных мыслей "а написано-то было покруче..". В общем, в данном конкретном случае я смотрел кино, а не сравнивал первоисточник и экранизацию. Читать после просмотра тоже не буду, так как творчество фантаста не вставляет.

Светлое будущее наступило. Нет, правда, в отдельно взятом месте (Чикаго, 2035 год) оно самое что ни на есть светлое, так как бок о бок с человеком вот уже 20 лет трудятся роботы, созданные корпорацией U.S. Robotics. Робот - штука в хозяйстве крайне полезная - собаку выгулять? - пожалуйста, мусор вынести? - никого ворчания и жалоб - понесет как миленький. Ну чем не красота? Робототехника проникла на все ступени человеческой жизни, и человеческий фактор этому только рад - от стольких ненужных проблем избавились, столько свободного времени появилось. Короче говоря, робот в замечательном Чикаго образца 2035 года это всё равно что мобильник в неприглядном настоящем - у кого-то похуже, у кого-то получше, но есть тем не менее у всех.

Но не надо думать, что все как один рады такому вот подспорью. Детективу Дэлу Спунеру (Уилл Смит) никакие роботы нафиг не нужны. Детектив до сих пор живет в далеком прошлом, выписывая по каталогу кеды Converce, и до боли напоминая героиню Сандры Баллок в фильме "Разрушитель". Для Дэла робот - это зараза, поглотившая его мир как чума, и он относится к ним крайне предвзято и неприязненно, борясь с ними всеми доступными ему способами.

И так уж сложились обстоятельства, что расследовать убийство отца робототехники, подарившего миру всех этих электронных болванов, профессора Альфреда Лэннинга, пришлось именно Спунеру. Выглядит это более чем подозрительно, потому что как ни крути, а главным подозреваемым в деле об убийстве выступает.. робот. И это вопреки трём основным постулатам, которые гарантируют человеку защиту от произвола машины - три закона робототехники, согласно которым робот НИКОГДА, ни при каких обстоятельствах не может напасть на человека. Но не Дэлу это объяснять. Уж он-то знает, что в каждом пылесосе с искусственным разумом скрыт безумный маньяк, желающий извести human race под корень, и воцариться на вершине эволюционной лестницы.

Подозреваемый - робот по имени Санни - попался непростой. Он изо всех сил считает, что он разумное существо, наделенное мыслями, мечтами, сновидениями. Спунер его старательно разубеждает, а помогает ему в этом сотрудница лаборатории U.S. Robotics Сьюзан Кэлвин (Бриджит Мойнахан). Построив напару две-три логические цепочки, они открывают всему миру в лице себя страшную правду, - новое поколение роботов - ЭТО НЕ ПРОСТО ТАК!!!

Далее следует всплеск спецэффектного действия, в котором человеку отводится не самая главная роль, и непременных хэппи-энд (Полуразрушенный Чикаго, солнце медленно встает над развалинами, освещая фигуры двух роботов, вскарабкавшихся на остатки небоскреба. Добро пожаловать в реальный мир, сынок. Думал, так будет? Ну уж нет, такого подарка сценаристы нам никогда не преподнесут.. А жаль..).

Лично я думал, что "Я робот", пусть и поставленный по произведениям классического научного фантаста, будет самым что ни на есть летним блокбастером. На деле оказалось, что фильм весьма и весьма неровный, и чисто развлекательным (равно как и претендующим на серьезность и задумчивость) никак не является. Что записываю ему в большой и жирный минус.

Фильм настолько неровный, что я даже не могу выделить что-то конкретное, вокруг чего однозначно закручен сюжет. Полноценных героев в фильме два: это Уилл Смит и робот Санни. Героиня Бриджит Мойнахан, а также все остальные персонажи, появляющиеся в фильме, абсолютно не проработаны, и сценарно не оправданы, потому что лишь вызывают надежды на развитие событий с их участием, но самих событий так и не происходит.

Роботы, призванные радовать глаз, действительно некоторое время его радуют. Санни (которого, как и Голлума во "Властелине колец" играл актер, все движения которого, включая мимику, потом тщательно переносились с помощью датчиков на пленку) весьма неплох, но бесконечное мельтешение сотен NS-5 на экране быстро приедается, а следовательно интереса больше не вызывает. Да и сам Санни, со своими терзаниями а-ля "тварь я дрожащая, или право имею" надоедает минуте на пятидесятой.

Итак, один полноценный герой-человек, и один полуробот-полуактер с сотней клонов - этого, при сюжетной неполноценности, маловато, чтобы отвлекать внимание зрителя на протяжении почти что двух часов экранного времени. Тем более, что ничего лихо закрученного и откровенно неожиданного не происходит. Я всё ждал финальной стадии фильма, во время которой должно было произойти буйстро CG-персонажей, но оно началось так поздно, и длилось так недолго, что ничего кроме разочарования не вызвало..

Неутешительный итог. Фильм на один просмотр, да и то не слишком приятный. Пара-тройка шуток ("фраза "Я же говорил" не передаёт в полной мере всего произошедшего.."), подмигивающий андроид и Уилл Смит в кожанОм плаще не способны задержать на себе взгляд на 1 час 50 минут. А жаль, я думал, что фильм получится стОящим.

Sandman
09.08.2004 г. - 20:27


Ну а теперь несколько любопытных фактов, по традиции предоставленных для нас Мишиным Максимом:

1. На витрине магазина старых роботов можно увидеть робота-собаку AIBO от Sony.

2. Футуристическая машина в фильме – это концепт Audi RSQ, созданный специально для фильма.

3. Во всех книгах Азимова роботы подчинялись «трем законам робототехники»:

а) Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
б) Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.
в) Робот должен заботится о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам.

И хотя прямо об этом фильме не говорится, но поведение главного компьютера V.I.K.I. соответствует так называемому "нулевому закону роботехники" Азимова, который гласит, что робот не может причинить вреда человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинен вред. Этот четвертый закон упоминается в рассказе Азимова "Роботы и империя" роботом, умеющим читать мысли, Гискардом Ревентловым и андроидом Р. Дэнилом Оливавом.

4. В передаче "Америкэн Чоппер" Уилл Смит сказал, что во время съемок он разбил мотоцикл на скорости 60 миль в час.

5. Персонаж Уилла Смита ездит на мотоцикле 2004 MV Agusta F4-SPR. В мире существует всего 300 таких мотоциклов. Технич. характеристики: двигатель 750 см3, 4 цилиндра, 147 л.ш., максим. скорость более 175 миль в час.

6. В автомобильной аварии, в результате которой герой Уилла Смита потерял руку, водителя другой машины звали Хэрольд Ллойд в честь известного актера немых фильмов. В результате несчастного случая во время съемок при взрыве бутафорской бомбы Хэрольд Ллойд потерял несколько пальцев.

7. Кошку д-ра Лэннинга зовут Азимов.

8. Все машины, представленные в фильме, - это сегодняшние видоизмененные модели Ауди, причем некоторые из них и вовсе не были изменены.

9. Идея того, что робот прятался в большой группе таких же роботов, была заимствована из рассказа Азимова "Меленький потерявшийся робот".

10. Эпизод про то, как Санни снились сны об освобождении порабощенных роботов отсутствует в книге "Я, робот" и был взят из короткого рассказа Азимова "Сны роботов".




Фантастика