Day After Tomorrow, The

Оригинальное название: Day After Tomorrow, The
Название в российском прокате: Послезавтра
Режиссер: Роланд Эммерих
В главных ролях: Дэннис Куэйд, Джейк Гилленхалл, Эмми Россум, Дэш Миок, Джей О. Сандерс, Села Уорд, Остин Николс, Иан Холм и др.
Продолжительность: 128 мин.
Дата выхода: 28 мая 2004 года
Дата выхода в России: 27 мая 2004 года
Официальный сайт: http://www.thedayaftertomorow.com

Вот вы говорите, "климатологи". Ладно, не говорите. Думаете. Мол, "климатологи" звучит не очень гордо, профессия сложная и малопопулярная, и знаменитостью не стать, на обложку "Таймс" не попасть, и звонкую монету в больших количествах не нажить. И кое-где вы тут правы. Кое-где.

Джек Холл (Дэннис Куэйд) - никому до начала фильма не известный американский климатолог, большую часть времени ковыряет стальными палками с мудрёным названием ледяную поверхность Арктики, любит свою жену-врача (Сэла Уорд) и сына-отличника и медалиста (Джек Гилленхал). А на досуге, в пику профессии, задумывается над тем, что было бы, если б воды течения Гольфстрим вдруг резко, допустим, опреснели. Или, что ещё хуже, опресневели.

Ведь в этом случае, считает Джек, весь мир ждёт совершенно жуткий катаклизм. Если быть точнее, даже два: сначала на полюсах очень быстро растают ледники и затопят сушу, а потом, кажется, из тропосферы, каким-то замудрёно-спиральным образом надует морозцу, и те, кто выживут на незатопленных участках суши, быстро перемрут от холода. Иначе говоря, сначала нас ждёт всемирное потепление, а потом сразу же ледниковый период. И выживет одна саблезубая белка. Рано или поздно, убеждает Джек всех своих знакомых, это обязательно случится. Всего через каких-нибудь несколько сотен лет, но, поскольку неудобно всё-таки заставлять зрителей ждать, условились на "послезавтра".

С Джеком Холлом абсолютно согласен шотландский исследователь климата Терри Рэпсон (Йан Хольм). У Рэпсона есть все основания соглашаться: датчики температуры, установленные на буях по траектории движения этого самого Гольфстрима, следить за которыми, сидя в кресле под клетчатым пледом, и есть работа Рэпсона, минуте на пятнадцатой фильма чего-то как раз и начали показывать резкое понижение температуры. На этой почве герои сдруживаются, а Джек бросается предупреждать Американское Правительство и Президента, чтоб уже сейчас запасались ветровками и эвакуировали народ. На что Американское Правительство ему не верит, презрительно смеётся в лицо, называет выдумщиком, ну как обычно.

Как раз в тот момент, когда на Токио, в результате накарканного Джеком варианта развития событий, выпадает град величиной с кулак, сыну-отличнику и медалисту приспичивает съездить в Нью-Йорк на олимпиаду для эрудитов, чтобы в пути попытаться добиться взаимности одноклассницы Лоры (Эмми Россум). Ну, так вот получилось. Некстати. Ведь герои ещё не знают, что Бог ушёл в отпуск, и за него сегодня Роланд Эммерих. Коллапс застигает сына климатолога в Нью-Йорке, откуда теперь никак не эвакуироваться. Сын, боевая подруга и ещё несколько человек закупориваются в библиотеке и с ужасом читают там книжки про мамонтов, ожидая такой же участи. (Завидуя саблезубым белкам, упоминания о которых в книжной экспозиции по понятной причине нет).

Джек в это время спасает Американский Народ из южных штатов, уговорив Президента эвакуировать перепуганную толпу в Мексику, район во всех смыслах относительно безопасный. Попутно климатолог созванивается с сыном, узнаёт, что тот находится в Нью-Йорке в библиотеке и, навострив лыжи с верными друзьями отправляется на выручку сыну. Наперекор судьбе, толпе народа, бредущего в противоположную сторону, вьюге и злым компьютерным волкам, сбежавшим из ветлечебницы для душевнобольных. В пути не раз найдётся место подвигу, и Растроганный Зритель прольёт свою драгоценную, по задумке причитающуюся автору слезу.

Рекламная кампания "Послезавтра", все эти постеры, трейлеры, баннеры и прочая, была проведена просто на ура и вызвала дикий восторг среди меня. Я даже начал коллекционировать баннеры, чего и вам желаю: как классно сработаны. Какой стиль! Поистине, лучшая кампания в этом сезоне. Заснеженная Статуя Свободы, которую поначалу, в пылу ожидания нескорого выхода фильма, некоторые принимали за запесоченную. Волна, накатывающая на Нью-Йорк, шикарные панорамы замёрзшего мегаполиса... тот случай, когда, беря билет, знаешь, что идёшь, как минимум, на потрясающее зрелище и, Бог с ним, с сюжетом, на захватывающий дух результат талантливой работы художников и специалистов по эффектам.

Оказалось, не всё так просто. В процессе ожидания фильма, вдруг откуда ни возьмись, в сознании принялась укореняться мысль, что кино должно получиться ещё и хорошим. Как фильм. И, чем ближе подходило "Послезавтра", чем больше выходило данных о фильме, постеров, трейлеров и баннеров, открывалось новых сайтов, посвящённых проекту, тем меньше эта мысль представлялась шальной. Всё-таки и актёры хорошие, как минимум Деннис Куэйд и Бильбо Хольм должны были рулить, и ролик, демонстрируемый перед сеансами "Трои" выглядел вполне на уровне... Что ж, всё оказалось очень и очень печально. Даже не могу назвать это разочарованием, потому что это - самое натуральное Разочарование. Фильм как художественное произведение, не стоит ни своих эффектов, ни пресловутой кампании.

Воздав заслуженную почесть художникам и эффектистам проекта, которые действительно потрудились на славу, с горечью признаю, что работали они, скорее, на трейлеры. Согласен, нередко блокбастеры бывают лишь самую чуточку умнее трейлеров к ним, а проекты Роланда Эммериха - тем более, но настолько тупой "человеческой" истории в широкомасштабном визуальном освещении, что-то в последнее время не припомню. Единственное, что сделал для фильма Эммерих (ведь не он же рисовал Красотищу) - просто скопировал самого себя, любимого. И не только себя. Под трейдмаркой "Послезавтра" притаились эпизоды из "Дневного Света", "Дня Независимости", "Годзиллы", откровенный "Вертикальный Предел" и тупой голливудский финал под развивающийся флаг. Здесь полагается хлопать. Эй, а где же хоть что-нибудь от "Послезавтра"? Ау! Нету.

"Наше эпическое сказание о борьбе за жизнь и героизме не даёт зрителю ни минуты передышки и поражает своими визуальными эффектами. Это искромётное зрелище полностью оправдывает ожидания, которые зрители возлагают на Роланда Эммериха". (Продюсер фильма Марк Гордон, с сайта www.poslezavtra.ru). Эффекты есть. Пойти на Эммериха и не увидеть эффектов - это как пойти на Джармуша и не задуматься. Правда, все самые яркие моменты на десять раз пересмотрены в трейлерах, но их-то как раз можно пересмотреть на большом экране. В одиннадцатый раз. Что же касается героизма, о котором говорил Гордон и Человеческой Истории, о которой упоминал в интервью сам Эммерих... Ничего такого я что-то не заметил. Может, смотрел невнимательно? Где, говорите, история?

Пустив под большим напором воду по тем же квазимегаполисовым желобам, по которым бегала Годзилла, Эммерих развивает чудовищно детсадовскую сюжетную линию с вкраплениями фирменного ноу-хау: нарезками эпизодов со случайными таксистами, застигнутыми непогодой, квадратного Глубоко Положительного Президента с чёлкой набекрень и проницательным взглядом в даль, и, наконец, Отца, который криво спародировав с друзьями нагнетание страстей а ля вышеупомянутый "Предел" посреди снежной пустыни (единственный запомнившийся момент из, собственно, этого "героического" отрезка сюжетной линии), за пару эпизодов добирается до злосчастной библиотеки, пытаясь при этом единственный отыграть обещанную песнь Героизму. Смотря некоторые эпизоды, пропитанные дешёвым пафосом, рассчитанным на непонятную возрастную аудиторию (PG-13, к которому официально отнесён фильм, это порог сверху или снизу?), вполне серьёзно думаешь, это что, шутка? Так что готовьтесь сразу, когда Зрелище прерывается тупым сериальным диалогом героев, заимствованным из "Атаки Клоунов", прерывается сам фильм. Вернее, спецэффектный ряд, потому что делать полноценный фильм, как оказалось, никто не собирался.

Несмотря на весь этот кошмар, наличиствуют два персонажа, не вызывающих отрыжки: Йан Хольм в роли старого учёного - потенциал замечательного актёра и крайняя эпизодичность самой роли помешали маэстро Эммериху испортить этого героя, ну и, разумеется, свойственный всем фильмам-катастрофам Главного Мегаразрушителя Нью-Йорка, колоритный на все сто Второстепенный Комичный Персонаж. На этот раз - чернокожий бомж со своей собакой, дворнягой по кличке Будда. Бомж колоритный, и собака прикольная. Их вполне можно было на первый план вывести, за неимением лучшего.

Денниса Куэйда жалко. Мне очень нравится этот актёр, но здесь он - никакой. Совершенно. Это не актёрская работа. Где герой?

Общее впечатление. Шикарно глазированное снаружи, и удручающе пустое внутри произведение кондитера Эммериха. Бублик, по которому на протяжении последних месяцев пускали слюнки, размерами оказался аккурат с дырку от него же. Математическая точность, мистер Эммерих. Браво, мать вашу!

Mixa (27 мая 2004 года)




Фантастика