Lilo & Stitch

Оригинальное название: Lilo & Stitch
Название в российском прокате: "Лило и Ститч"
Режиссер: Дин ДеБлоис, Крис Сандерс
В главных ролях: Девай Чейз, Крис Сандерс, Тиа Каррере, Дэвид Огден Стирс, Кевин Макдональд, Винг Реймс, Джейсон Скотт Ли и др.
Продолжительность: 85 мин.
Дата выхода: 21 июня 2002 года
Дата выхода в России: 2002 год
Официальный сайт: нет данных

Вот скажите мне, была в нашем межгалактическом пространстве хоть минута спокойствия? Нет! Всё время чего-то выясняют, кого-то догоняют, с кем-то борются. С другой стороны, это здорово: действие - жизнь. А интересное действие - интересная, стало быть, жизнь. А красочное действие - красочная. Чего я нашим киноэкранам особенно искренне и желаю. Побольше и поярче. Пусть не спят там!

Наши дни. Назревает очередной межгалактический коллапс. Злой гений, гениальный злостью в отсутствие стороннего финансирования своих злодейских проектов, "за просто так" дарит миру результат своих генетических опытов. Это совершенный межгалактический разрушитель и диверсант Объект 626 (Кристофер Майкл Сандерс). Гроза всего живого очень маленький (зато и очень поэтому мобильный, может пролезть в любую вентиляционную шахту и даже трещину в стекле), имеет огромные уши (это чтобы лучше слышать, внученька), крайне силён (легко справляется с объектами в 3000 раз превосходящими его самого по весу), наделён четырьмя руками (и в каждой руке по бластеру последней модели), а также прекрасно матерится по-японски, либо на схожем японообразном языке. Одним словом, чебурашка та ещё, и горе той планете, на которую она самозаслётся причинять разрушения и наводнять поражения.

К счастью для всего живого, межгалактическая контрразведка не сидит сложа руки, и злого гения удаётся изловить, на пару с его изобретением. Психопат с манией разрушения приговаривается на неопределённый срок в тюрьму, а изобретение обречено всю жизнь провести на пустынном астероиде, ведь, как следует из межгалактических учебников астрономии, разрушать на астероиде, кроме самого себя и, собственно, астероида, практически больше нечего.

Но, ха-ха! Вот совпадение! Суперчебурашка как раз создана для ведения боевых действий, особенно, в опасных для жизни и перспектив проведения этой жизни на пустынных астероидах ситуаций. 626 сбегает от спецслужб, как делать нечего, и исчезает на красном мобильном средстве куда-то в гиперпространство. Подробное сканирование уголков космоса, оплаченное из карманов честных налогоплательщиков Галактики, выявляет объект близ невзрачной, практически затопленной водой планете Земля. Первоначально планируется рвануть планету вместе с объектом к чёртовой матери, и не брать в расчёт недоразвитое население Земли (мол, Галактика немного потеряет, если многого не приобретёт). Однако, от этого плана спецслужбам приходится отказаться: Земля - это заповедник комаров, которых, как мы знаем из учебников межгалактической биологии, осталось в Галактике очень мало, и живут они только на планете Земля. Так что, после раздумий, руководством принимается решение отправить на Землю десант, состоящий из двух ловцов: бывшего заключённого полушизиловской тюрьмы-лечебницы, того самого злобного генетика, и офицера по надзору за безопасностью недоразвитого населения периферийных планет, дабы злобный генетик в процессе погони за 626 не настрелял из своей суперпушки куда-нибудь не туда (и, не дай Бог, не попал в носатого представителя вымирающего вида).

В это же самое время на Земле, в состоянии глубокой подростковой депрессии находится маленькая гавайская девочка Лило (Дэвей Чейз). Родители Лило погибли в автокатастрофе и до поры до времени её воспитанием занималась старшая сестра Нани (Тиа Каррере). Законы штата Гавайи, однако ж, таковы, что оформление опекунства над несовершеннолетним ребёнком превращается в весьма и весьма непростое дело. Требуется убедить социального работника, что ребёнку при опекуне будет житься очень хорошо и счастливо, чем не могут похвастать постоянно ссорящиеся из-за мелочей Лило и её сестра-претендентка на опекунство Нани. Ситуация усложняется тем более, принимая во внимание личность социального работника: громила-негр с наколками на руках и явным недоверием ко всему происходящему на лице по имени Кобра Бабблз (Винг Рэймс).

А Лило просто плохо. С ней не хотят дружить одноклассницы, она никак не может найти общий язык с сестрой и очень скучает по родителям. Поэтому, когда однажды ночью вблизи её дома падает звезда, она загадывает желание, пусть Бог ниспошлёт ей друга, ангела, самого прекрасного из имеющихся в наличии. И Бог её слышит. Тем более, в наличии имеется маленький ушастый симпатяга, одинокий в душе не менее Лило. Правда, он четверорукий, ухастый, зубатый, бегло ругается по-японски и вообще мутант, созданный для разрушения всего живого, но какая разница, правда?..

Полнометражный мультик от студии Диснея. Практически после просмотра каждого нового мультика двух соперничающих между собой студий, этих пепси и коки мультмира ("Уолт Дисней" и "Дримвёркс"), я отмечаю: ребята снова превзошли себя. Не исключением будет и этот раз. Ребята снова превзошли себя.

Гавайцы по Диснею полноватенькие, носастенькие, хорошо катаются на досках по волнам и здорово танцуют в набедренных повязках из пальмовых листьев национальные танцы. А ещё они необыкновенно милые и заставляют зрителя сопереживать. Лило - уматная героинька. Как правило, образ несчастной главной героини - это тонкая ранимая девушка, зачитывающаяся романтическими книжками, и со вздохами сверлящая пространство за окном в поисках прекрасного принца. Лило - толстенькая, малопусечная, бойкая, кусается и бьёт обидчиков по морде кулаком. Чувствительно бьёт.

Сестра Нани не менее темпераментная (иначе с Лило не выжить). Сёстры в паре - это класс. Скучно не будет никому, включая сурового Кобру Бабблза, который тоже отлично получился. Первый диалог соцработника с Нани - это что-то совсем новенькое в мультистории.

Главное украшение фильма - конечно же, Ститч ака 626. Есть в нём что-то от старых добрых гремлинов (давно пора), но, главное, всё-таки, неповторимый шарм героя. Гремлин, да не совсем. Что-то, что останется после просмотра у зрителя и всегда будет ассоциироваться именно с этим героем. По геройской самобытности Ститч сравним у меня, быть может, только с Чудовищем из "Красавицы И Чудовища". Потому что, например, одноглазый ловец-надзиратель сразу же напомнил соответствующего из "Корпорации Монстров", а ловец-учёный - крота-сподвижника Толстопуза из "Чипа и Дэйла". А вот Ститч - это чебурашка особенная. Мультипликационная Годзилла с повадками Леона-киллера. "Матильда" подстать, а история трогательная и интересная. :)

"Японский" язык Ститча - это что-то. :) Запомнил на слух несколько выражений - пригодится в жизни. Например, когда на ногу упадёт молоток во время строительства своего королевского дворца. Или ещё чего. :)

Съёмки. Снова следование классике. Очевидных элементов компьютерной графики не обнаружено, за исключением боёв в глуши космоса (очень классная, кстати, пародия на Стары Вары). Конечно, компьютерами это всё пережевали не раз, но ядро мультика - творение рук человеческих (смотрел у знакомого авишку, как создавали этот мультик), что для меня, любителя рисованной мультипликации, просто подарок. Вкупе с новинками развития мультрежиссуры - потрясающий эффект. Студия Диснея первая, кстати, применила трёхмерность действия в рисованных мультфильмах (правда, тогда это была ещё псевдотрёхмерность) - в упоминавшемся уже "Красавице И Чудовище".

Координация героев и их мимика просто отпад. К мимике-то я уже привык (чего стоит "Дорога На Эльдорадо"), но координация здесь - верх совершенства. Особенно танцы гавайцев в начале фильма и сцена пляски с горящими факелами в середине (когда герой находится спиной к камере и мы видим зал). Сразу вспоминается наша покойная мультипликация: за годы бездействия и отсутствия финансирования упущено целое поколение мультшколы. Неполное среднее образование. Дисней при таком взгляде на вещи давно уже закончил университет.

Больше всего (в плане съёмок) понравилась идея неожиданно "погружать камеру в воду". Это подчёркивает трёхмерность (создаётся впечатление, что съёмки велись со стрелы :) ) и встряхивает зрителя, пришедшего всего-то на мультик. Хотя, вот, сцену заплыва на досках по волнам могли отрисовать подетальнее - в отличие от всего остального фильма, волны здесь стали жертвой утрирования. "Ненастоящие" для мультика этого (то есть супермегагипер) класса.

Оценить оригинальность диалогов посложнее. Стало сложнее оценивать, после того, как начал сам в силу хобби переводить и озвучивать фильмы - при просмотре как зритель больше внимания стал уделять оригинальным репликам героев, когда голос переводчика их не перекрывает. Переводчик, который работал над этим фильмом (к сожалению, имя-отчества не знаю, но фильмов с ним смотрел предостаточно) явно поленился посмотреть мультик в третий раз. Эффект знания материала показался где-то двухразовым, т. е. первый раз смотришь фильм как зритель и понимаешь, как знающий язык, второй - уже озвучка. Этого явно недостаточно, вот данная интерпретация диалогов и получилась совсем слабенькая. Тем более, дело имеем с мультиком, где, как это и водится по закону жанра, выражения героев, единожды произнесённые в начале фильма, очень часто обыгрываются в середине и к концу. Переведя такую "ключевую" фразу во второй раз не так (или совсем не так), как она звучала в первый раз, даже оставив общий смысл верным, потеряешь "ключевой" же момент, весёлую задумку создателей. К сожалению, здесь это наблюдается. Всего пару раз, но оба раза "ключевые". А жаль. Переводчик-то хороший и язык знает здорово.

Общее впечатление. Восторг. Смотреть всем в обязательном порядке и не в обязательном тоже. Во-первых, из-за злобного но симпатишного Ститча и хулюганистой, но трогательной Лило. Во-вторых, потому что оставлять такое чудо без внимания не стоит. Мультик не натянут не затянут и не растянут: всего в меру и ужасно смешно. Смело смотрите, когда плохое настроение: очень вряд ли, что не поднимет. :) Высший пилотаж Диснея за последние годы. Одна знакомая посетовала: "мультик забавный, но слишком уж хорошо кончается". Сами понимаете, подход в корне не верный. Дисней создал свой собственный жанр, диснеевский мультик. Мир, где перед героями стоит много трудностей, но всё будет хорошо, потому что эти герои в первую очередь учат молодое поколение, что хорошее всегда побеждает. Поэтому Дисней имеет полное право оставить перевоспитавшихся от знакомства друг с другом Лило и Ститча лучшими друзьями навсегда, превратить Чудовище в Принца, а Квазимодо и Эсмеральде не дать закончить как у Гюго. Так надо. Закон Диснея. Конституция всего самого доброго и красивого, что есть в этом, не таком уж поганом, ежели приглядеться, мире.

Mixa (17 мая 2003 года)




Мультфильм