Kingdom of Heaven

Оригинальное название: Kingdom of Heaven
Название в российском прокате: "Царство небесное"
Режиссер: Ридли Скотт
В главных ролях: Орландо Блум, Ева Грин, Лайам Нисон, Джереми Айронс, Мартон Чокаш, Брендан Глисон, Эдвард Нортон, Майкл Шин и др.
Продолжительность: 145 мин.
Дата выхода: 4 мая 2005 года
Дата выхода в России: 6 мая 2005 года
Официальный сайт: http://www.kingdomofheavenmovie.com

В 2000 году Ридли Скотт возродил (цитируя многочисленных критиков) жанр пеплума (ака исторического блокбастера), сняв замечательный фильм "Гладиатор". После него было решено, что теперь, кто бы ни взялся за производство подобных фильмов, - его ждет однозначный триумф. Однако, все последующие попытки были обречены на провал. Лишь "Троя" кое-как выкарабкалась из почти что провала на родине, компенсировав затраты мировым прокатом (хотя, публике фильм понравился). Ну а после "Александра" продюсеры, как мне кажется, поставили крест на фильмах подобной категории.

Но не Ридли Скотт. Он, оказывается, последние лет 10 только и думал, как бы ему снять очередной эпик, на этот раз о крестовых походах. Что характерно, снял. Называется он, как все уже знают "Царство небесное", главные роли там играют не последние голливудские актеры, и я сейчас расскажу тебе о своих впечатлениях после просмотра. Но сначала немного о сюжете.

Простой кузнец Балиан (Орландо Блум) подавлен горем - только что состоялись похороны его жены, которая покончила с собой. В те времена (11-й век) подобное считалось большим грехом, и самоубийцам не было надежды на попадание в рай. Тем не менее, она на это пошла. Естественно, Балиан пребывает в трансе, из которого его выводит группа крестоносцев, проезжавших мимо, и остановившаяся подковать лошадей.

Предводитель группы, некто Годфри (Лайам Нисон), безо всяких проволочек сообщает Балиану, что он его отец, и предлагает ему присоединиться к ним, и отправиться в Святую землю, где Годфри пристроен при дворе короля. Молодой человек, однако, отказывается, совсем не проявляя сыновних чувств (что и понятно, при такой-то ситуации). Уезжая, крестоносцы оставляют свои координаты, чтобы Балиан, в случае чего, смог их найти.

Естественно, он отправляется следом. Новоявленный отец отбивает его от солдат, но сам получает тяжелое ранение, от которого в скором времени умирает, успев посвятить сына перед смертью в рыцари, и передав ему по наследству баронский титул. Балиан попадает в Иерусалим, где вступает во владение землями отца, где со свойственной простолюдину смекалкой начинает быстро наводить порядок.

Там же он знакомится с Сибиллой (Ева Грин) - женой предводителя местной гвардии тамплиеров Ги де Лузиньона (Мартон Чокаш), который быстро становится его злейшим врагом, а также Тиберием (Джереми Айронс) - другом отца, который становится его надежным союзником.

Иерусалим в то время принадлежит христианам, чей король поддерживает хрупкий мир с Саладдином - главой мусульман, удерживая обе стороны от кровопролитной войны. Но случается неизбежное - больной проказой государь умирает, оставляя трон своей сестре Сибилле, которая автоматически возводит на престол мужа - ярого сторонника боевых действий. И начинается война..

Войско крестоносцев терпит неизбежное поражение из-за просчетов Ги, и беззащитный город ждет нападения 200-тысячного войска, которому противостоит горстка людей Балиана, а также немногочисленные местные жители.

Вот вам завязка сюжета. Естественно, всё, что было в первой половине фильма, подводит нас к главному - штурму города. На него отводится час экранного времени, и я могу тебе сказать со всей уверенностью - этот час пройдет не зря. Пожалуй, я наблюдал лучшую батальную сцену за всю историю жанра исторического боевика. Да не пожалуй, а лучшую.

Скотт принадлежит к числу немногих режиссеров, которые показывают войну почти реально, будь то схватка римлян с германскими племенами ("Гладиатор"), жестокие уличные бои в маленьком городке Могадишу ("Падение Черного ястреба") или штурм древнего города. У него все выглядит так, как будто оператор действительно присутствовал при этом. Он не прибавит ничего лишнего, но и не преуменьшит. Начинается все еще со сцены нападения солдат на горстку крестоносцев в самом начале - сцена быстрая, жесткая и кровавая. Потом следуют локальные конфликты, среди которых отмечу, пожалуй, схватку людей Балиана и передового отряда мусульманской армии - момент когда первые линии конных цепей сшибаются на всем скаку - это просто надо видеть..

Ну и апофеозом фильма служит долгая осада города - там эффектных моментов хоть отбавляй. Но режиссер не упивается войной ради войны - вовсе нет. Его мораль - это ненужность жертв и разрушений, и это он тоже умеет мастерски показать - чего только стоит сцена бешеной схватки в проломе стены, который потом превращается в завал из трупов.. Очень, очень здорово снято. Ну и пара-тройка просто волнительных моментов, которые тоже идут фильму только на пользу.

Естественно, без минусов не обошлось. Главным из них, на мой взгляд, стал невразумительный сценарий первой половины фильма. Сцены заканчиваются нелогично, много недосказанного - такое ощущение, что смотришь диафильм, а не кино. Очень много пафоса, главным образом, в речах героев. Я понимаю, что это средние века, и что культура тогда была совсем другая, но главный герой все-таки кузнец, и вести он себя должен соответственно. В общем, создается впечатление, что нас старались быстренько подвести к кульминации, сглаживая неровности достаточно многочисленными зрелищными моментами.

Это, пожалуй, главный и единственный минус. Кроме Зрелища, порадовали второстепенные персонажи, начиная от Джереми Айронса, и заканчивая лысым другом Балиана, в котором я лишь к концу фильма опознал товарища, игравшего в "Большом куше". Кстати, короля, больного проказой играл Эдвард Нортон (уверен, бОльшая половина зрителей об этом никогда не узнает), и его лицо ни разу (!) не было показано.. ;) Актерская игра была ровной, Блум неожиданно неплохо сыграл главную роль в масштабном блокбастере (чего раньше в его карьере не было), и фильм в связи с этим оставляет лишь приятные впечатления.

В заключение хотелось бы еще отметить музыку. Она звучит всегда к месту, и местами поразительно хороша. При просмотре несколько раз гадал - не Циммер ли это, вспоминая их предыдущие работы совместно с Ридли Скоттом. Но нет, это оказался мой любимый композитор - Harry Gregson-Williams, который, как правило, работает со вторым братом - Тони (выступал композитором на его фильмах "Шпионские игры", "Враг государства", "Гнев"). Естественно, саундтрэк уже в закачке.. ;)

Вот, пожалуй, и все. Имеет ли смысл смотреть фильм? Безусловно ДА. Хотя бы ради заключительного часа. Опустим все минусы и недомолвки - картину есть из-за чего смотреть.

Sandman
11.05.2005 г.




Боевик