Kill Bill Vol. 1

Оригинальное название: Kill Bill Vol. 1
Название в российском прокате: "Убить Билла: Часть 1"
Режиссер: Квентин Тарантино
В главных ролях: Ума Турман, Люси Лиу, Вивика Фокс, Дэрил Ханна, Майкл Мэдсен, Дэвид Кэррадайн, Джули Дрейфус, Чиаки Курияма, Сонни Чиба и др.
Продолжительность: 111 мин.
Дата выхода: 10 октября 2003 года
Дата выхода в России: 2003 год
Официальный сайт: нет данных

Всё-таки Квентин Тарантино - это культовый режиссёр. В этом я убедился очередной раз, сходив на его 4-й фильм "Убить Билла". По причине слишком большой длительности (по мнению продюсеров) фильм решено было выпустить на экраны в 2-х частях. Премьера первой части состоялась 4 декабря и вызвала небывалый ажиотаж в самом крутом кинотеатре города "Ростове".

На премьеру я не попал, потому что в этот день работал. Но пошёл на следующий день. К моему удивлению людей было не меньше, чем на премьере, но места достались хорошие, чему я был несказанно рад.

Скажу сразу, перед тем, как разбирать фильм по косточкам: Тарантино мне нравится не только как режиссёр, но и как продюсер. И хотя до "Убить Билла" он снял всего 3 фильма (к остальным либо писал сценарий, либо продюсировал), я смотрел практически все фильмы, так или иначе связанные с его именем. А имя Тарантино стоит в моем понимании в одном ряду с именами Спилберга, Стоуна, Кубрика, Копполы - режиссёров, у которых всегда есть чем удивить неискушённого зрителя. И ведь удивляют...

Квентина не было в большом кино уже 6 лет: с того момента, как на экраны вышел фильм "Джеки Браун". Ума тоже в последнее время своей игрой нас не баловала, отчасти по причине 2-ой беременности, да и лучшие свои роли, как отмечают критики, она уже отыграла. Ан нет. Как оказалось, есть ещё порох в пороховницах и ягоды в ягодицах Умы, что нам с настойчивой последовательностью и демонстрирует Квентин в 4-ом своём фильме. В нём всё выдержано в классическом тарантиновском стиле - ВСЁ, начиная от жестоко-кровавых спецэффектов и заканчивая Умой Турман в главной роли. Но ведь именно за стильность мы все так любим Квентина. Или я не прав?

СЮЖЕТ И МОНТАЖ... Незамысловатый по своей сути сюжет (в отличие, скажем, от "Криминального чтива") Тарантино удалось передать так искусно, как не мог бы передать никакой другой режиссёр. Это, по традиции, ему удалось сделать, умело используя нелинейное построение сюжетной композиции и мастерски крутой монтаж. По поводу первого могу сказать, что, несмотря на подающиеся зрителю в оборванном виде и в ахронологическом порядке эпизоды фильма, сам фильм, как ни странно, воспринимается как единое целое - без недомолвок и знакомого, но так ненавистного мною ощущения чего-то недосказанного и в то же время непредугадываемого, когда недоумённый зритель остаётся наедине со своими вопросами. По поводу же второго лучше и вовсе промолчать - ЭТО надо видеть своими глазами, ибо словами ТАКОГО не передать. Я в восторге...

КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ... Отдельного упоминания, безусловно, стоит композиционное построение картины: вставить посередине фильма 20-тиминутное японское аниме, раскрывающее биографию гротескного персонажа Орен Ишии (Люси Лью), женщины-босса японской якудза, да так, чтобы это неразрывно смотрелось с обычными съёмками, - такое под силу только Квентину. А как вам целое множество режиссёрских находок в отношении ракурса съёмки и смешения на первый взгляд, казалось бы, несовместимых друг с другом моментов. Да, к этому мы все давно уже привыкли, но почему-то всегда ждём этого от Квентина. И каждый раз он делает это с каким-то особым шармом, завораживающим зрителя с первых же секунд просмотра. На мой взгляд, главная композиционная ценность картины - это удачный синтез крутого гонконгского боевика (а-ля фильмы Джеки Чана) и не менее крутого японского самурайского эпоса (а-ля фильмы Такеши Китано). Понравится ли вам такая убойнейшая смесь или нет - это уже ваши проблемы...

СПЕЦЭФФЕКТЫ И КРОВАВОСТЬ... Что тут можно сказать: классика от Тарантино! Спецэффекты, в основном, связанные с кровью и всякого рода увечьями, реализованы очень реалистично. Несмотря на то, что крови не море, а целый океан, смотрится всё отнюдь не чересчур, а в самый раз. Поясню: если даже профессиональный хирург скажет вам, что кровь не может хлыстать из обрубка конечности таким фонтаном и в таком количестве, от этого фильм не станет менее реалистичным. Избыточность, по мнению некоторых, крови и жестокости объясняется законами жанра: уж если это фильм про самураев, то, по японским традициям, пусть лучше крови будет гораздо больше, чем могло бы быть в реальности, но только лишь бы не меньше. Как сказали бы древние римляне: "Dura lex, sed lex" ("Закон суров, но это закон"). Кстати говоря, для людей, не могущих в силу своей слабой психики адекватно воспринимать сцены с избыточным наличием крови в кадре, Квентин применил ещё одну фишку, являющуюся, по-моему, одной из особых композиционных находок Тарантино со времён "Бешеных псов" - сцена битвы с "88-ю Бешеными" представлена зрителю полностью в чёрно-белом варианте. Оригинально? Да. Гуманно? Возможно. Только Квентин не тот режиссёр, который хочет быть гуманным по отношению к зрителю. Скорее правдивым и стильным!..

БОЕВЫЕ СЦЕНЫ И ХОРЕОГРАФИЯ... Говорят, что Ума Турман много тренировалась, дабы с достоинством выполнить свои актёрские обязательства, возложенные на неё данной ролью. И, по моему мнению, не зря. Хореография боевых сцен отточена до мельчайших деталей, до автоматизма - сказалось привлечение китайского мастера постановки боёв Юэн Во-Пинга, известного также по боевой хореографии таких шедевров, как "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" и трилогии "Матрица". Турман так мастерски размахивала самурайским катана (хотя и не только им), что мне на мгновение показалось, будто она занималась ниндзюцу с самого детства и действительно способна победить в самурайской схватке японского якудза...

САУНДТРЕК... О-о-о-о-о-о-о!!! А вот это действительно ВЕЩЬ: Тарантино вновь подтвердил свою репутацию одного из самых лучших составителей звуковых дорожек к своим фильмам. Саунд попал ко мне ещё до того, как состоялась официальная премьера фильма, но уже тогда, прослушав его в отрыве от визуального ряда, я понял, что этим ВЕЩАМ суждено стать не менее популярными и узнаваемыми, нежели небезызвестный Dick Dale & His Del-Tones "Misirlou" из "Криминального чтива". Вообще-то назвать что-либо из треков наиболее ярким весьма трудно в силу того, что вся звуковая дорожка подобрана сверхтщательно. Но всё же рискну выделить, как наиболее подходящие к фильму по духу: Nancy Sinatra "Bang Bang (My Baby Shot Me Down)" (исполняет дочь Фрэнка Синатры во время начальных титров), Tomoyasu Hotei "Battle without Honor or Humanity" (рубит в трейлере к фильму и в одном из эпизодов), Al Hirt "Green Hornet" (весьма оригинальная версия классического "Полёта шмеля", исполненная в тарантиновском стиле), Santa Esmeralda "Don-t Let Me Be Misunderstood" (современное испанское фламенко, к которому Тарантино, как известно, испытывает слабость), Zamfir "The Lonely Shepherd" (инструментальная тема всех времён и народов, почему-то как нельзя лучше подходящая к фильмам про самураев) и, наконец, Meiko Kaji "The Flower of Carnage" (романтическая песня в исполнении японской певицы, звучащая в тот момент, когда острый клинок Невесты пронзает-таки грациозное тело Орен Ишии). Но повторюсь ещё раз: весь саунд как нельзя лучше вписывается в общую атмосферу фильма и составляет с видеорядом неразрывное целое, поэтому мои предпочтения весьма условны...

ПРИЯТНЫЕ МЕЛОЧИ... 1) Одежда Невесты в эпизоде финального сражения первой части (с "88-ю Бешеными" и Орен Ишии) полностью копирует мотокостюм Брюса Ли из фильма "Игра смерти". Наверное, дань уважения...

2) Настоящее имя Невесты на протяжении всего фильма тщательно скрывалось за пресловутым "Пи-и-ик". Это такая фишка или способ сохранить интригу до окончания фильма? Мне кажется, что первое...

3) Узнали голос актёра, дублирующего самого Билла? Вау, да это же тот самый парень, который озвучивал агента Смита в "Матрице". Как же я обожаю этого парня! Он - лучший, вне всяких сомнений!!! Вот бы узнать его имя...

4) К оригинальной музыке в фильме приложил руку сам The RZA, более известный как один из рэпперов группировки The Wu-Tang Clan. Выступает под псевдонимами Prince Rakeem, The Abbott, Bobby Digital. Что интересно, это его второй опыт в подобных вещах. Первой работой The RZA был саундтрек к фильму Джима Джармуша "Ghost Dog: The Way of the Samurai" ("Пёс-призрак: Путь самурая") в 2000 году. Что ещё более интересно: оба фильма, так или иначе, связаны с самурайской тематикой...

Вот, в общем-то, и всё, что я могу сказать в отношении этого фильма. Первые впечатления после просмотра - анафилактический шок и устойчивое желание сходить на него второй раз, что я, собственно, и сделал через пару дней. Я ждал от этого фильма многого, но увидел даже больше, чем ожидал. Квентин не подкачал: для меня он остался режиссёром, способным снять поистине неординарный шедевр в абсолютно любом жанре современного кинематографа...

P.S. Вторая часть не за горами: премьера назначена на 15 февраля 2004 года. А ведь уже так хочется посмотреть, чем же закончится эта история униженной и оскорблённой Невесты. Будем ждать...

Ну и напоследок - несколько любопытных фактов о фильме, которые, как обычно, предоставлены Максимом Мишиным, за что ему вечная память ;) :

- Квентин Тарантино отложил съемки фильма из-за беременности Умы Турман.

- Роль Билла изначально предлагалась Уоррену Битти.

- Сценарий к фильму "Убить Билла" и роль "Невесты" - это подарок Квентина Тарантино Уме Турман на тридцатилетие.

- Желтый облегающий костюм Умы Турман - это прямой знак уважения Брюсу Ли, который в фильме "Игра смерти" носил подобный желтый комбинезон.

- Частично картина снималась в легендарной студии "Шо Бразерс" в Гонг-Конге. Тарантино пересмотрел такое количество фильмов, снятых на этой студии, что для него было действительно важно там поработать.

- Идея снять данную картину зародилась у Тарантино на съемках "Криминального чтива", где он то и дело говорил Уме Турман, что слоганом этого фильма будет: "Ума Турман убьет Билла"

- Кристофер Нельсон, который работал над созданием спецэффектов, сообщил в интервью, что на протяжении съемок обеих частей фильма было использовано 450 галлонов (1703 л) бутафорской крови.

- Роль Билла также предлагалась Кевину Костнеру, но тот отказался в пользу фильма "Открытый простор".

- Некоторые эпизоды фильма показаны в черно-белом цвете. Такой прием использовался в 70-80 годы, когда по американскому телевидению транслировались фильмы про кунг-фу. Это делалось для того, чтобы "скрыть" кровавые сцены от телевизионных цензоров и получить соответствующее разрешение на показ, хотя в оригинале фильмы были цветными (в Японии транслировались полостью в цвете). Тарантино также использовал данный прием, причем сделал это намеренно.

- Когда невеста произнесла слово "квадрат", разговаривая с героиней "Мокасиновая змея", она пальцами прочертила в воздухе квадрат. Героиня Умы Турман делает то же самое в фильме "Криминальное чтиво".

- Медбрат, который объясняет своему другу правила секса с невестой, говорит: "Нам все понятно по правилу №1?". Точно такая же фраза звучит в исполнении Джорджа Клуни в фильме "От заката до рассвета".

- Въезд в туннель в Японии - это на самом деле въезд на вторую улицу Лос- Анджелеса (как и в фильме "Бегущий по лезвию бритвы"), по бокам которой были выставлены указатели на японском языке.

- Несмотря на утверждение в титрах о том, что это четвертый фильм Квентина Тарантино, на самом деле это его пятый фильм. Его первый фильм, который не учитывается при перечислении, называется "День рождения моего лучшего друга" (1987).

- Фраза Бака "Меня зовут Бак и я пришел сюда потрахаться" ("My name is Buck, and I came here to fuck") в оригинале произносится персонажем Роберта Инглунда в фильме "Съеденный заживо" (1977).

- Японские иероглифы на плакате фильма - это не что иное, как название фильма "Убить Билла".

- Нож Бака (медбрат в больнице) - это нож производства компании "Бак" (Buck).

(c) 2003 Amirus aka DJ Jam




Боевик