Любовь к собакам обязательна

Он — строит лодки. Она — воспитательница в детском саду. Оба обожают фильм «Доктор Живаго». Он — романтик, она — его комета Галлея. Казалось бы, чего зря время терять? История их любви незамысловата и схематична — у обоих развод, друзья-циники и сочувствующие родственники, объявление на сайте знакомств, свидание в парке, чужая собака на поводке, есть контакт, нет контакта — они едва не потеряли, но таки обрели друг друга.

Вот она дома с семьёй, выслушивает предложения о выгодных партиях. Вот она в супермаркете, покупает одну куриную грудку, чтобы есть её в одиночестве, стоя у раковины, и строит глазки мужественным незнакомцам. Вот она на свидании, ждёт подвоха.

Вот он в мастерской, строгает свои лодки. Вот он дома с другом, в который раз смотрит любимый фильм, пьёт пиво, рассуждает о вечном. Вот он на свидании, обаятелен-привлекателен, но по неловкости опасно двусмысленнен.

Вот они вместе, колесят в машине по ночному городу в поисках ещё не закрывшейся аптеки, пока волшебство не развеется и аптека станет не нужна. Вот её папа читает проникновенные стихи о любви, и растроганный зритель наблюдает, как на лице героини подробно разыгрывается сложная гамма чувств. И так далее в духе фотографий в рамочках, призванных украшать собой жилище традиционного семьянина.

Эта добротно скроенная романтическая комедия обладает всеми формальными признаками своего жанра — я его полюбила, он меня разлюбил, дождь, всё это немного печально, но совсем не страшно, сейчас мы немного пошутим и, в конце концов, «хорошо, всё будет хорошо, я это знаю».

Формальные признаки налицо, и даже не в худшем исполнении, но где тот уют и то обаяние весёлых добрых и ироничных английских комедий, которые более всего преуспели в этом жанре?

«Любовь к собакам обязательна» — как школьное сочинение, написанное прилежной, но не слишком талантливой ученицей. Ремесленная работа, тщательно выполненная с соблюдением всех канонов, но без вдохновения. Как хорошие манеры вместо души. Как сентиментальность вместо чувств.

Отсутствие любви создателей к своим персонажам лишает их индивидуальности и настоящего обаяния, делает их шаблонными. Комедия без самоиронии персонажей рождает неуместный смехотворный пафос. Зрителю бывает смешно только в случае, если сами создатели смеются над собой и над всем, что они тут делают. Только в этом случае рождается непревзойдённая классика жанра вроде «Дневника Бриджит Джонс».

Если же создателям скучно или они излишне серьёзны в неподобающих местах — получается скучная героиня, которую совершенно не хочется любить. Вот она в пижаме среди мисок еды, почти как Бриджит Джонс, но где характер Бриджит Джонс, где жизнь, где огонь или хоть что-нибудь?

Даже обязательный в этом жанре прохиндей ловелас, служащий обычно основой для целого пласта шуток и нелепых ситуаций, здесь оказывается занудой, помешанным на футболе, и, хотя убедительно меняет образ, быстро выпадает из игры.

Совершенно безвкусное на поверку получилось блюдо. Без сучка, без задоринки. Без задора, без изюминки. Казалось бы, причём тут собаки?

Любите кино.


Статьи