Берлинский музей кино: место встречи изменить нельзя

Знаете, где живёт кино? У него множество резиденций по всему миру. И сегодня «Параллельный монтаж» отправляется по одному из адресов. Путь наш будет лежать в Берлин на улицу Потсдамер-штрассе, 2. Именно здесь расположился Берлинский музей кино, где радушный кинематораф всегда готов принять гостей. В сентябре 2010 музей отметил 10-летие. Он молод и современен, его экспозиция ярка и незабываема. Она в прямом смысле слова вовлекает посетителя в историю кино. Параллельный монтаж славного прошлого кино и современности — это и есть Берлинский музей кино. Теперь вы понимаете, почему наша рубрика не могла отказать себе в удовольствии рассказать о месте, где прошлое кинематографа говорит со зрителем современным языком, а ведь сегодняшнему человеку так необходимо, чтобы история оживала на его глазах.

Заинтересовать и увлечь нашего современника не так-то просто. Он всегда занят, почти не способен получать удовольствие от простого созерцания, потому что нуждается не столько в эстетическом впечатлении и переживании, сколько в новой информации. Порою форма её подачи для него не менее важна, нежели её смысл и содержание. Как быть при таком положении дел музеям? Ведь и раньше находились люди, которые считали эти молчаливые хранилища искусства мёртвыми, нагоняющими тоску и мгновенно утомляющими того, кто рискнул переступить их суровый порог. Сегодня количество людей, недолюбливающих музеи, ещё больше прежнего. Одна только мысль о полумраке зала, о гнетущей тишине переходов и мрачной белизне пустынных лестниц заставляет многих искать иные способы прикоснуться к прекрасному.

Так, путешественник часто предпочитает посещению музея прогулку по незнакомым улицам, где его увлекает очарование чужой повседневности. Ему даже в голову не приходит, что и в музее может бурлить жизнь — возможно, не такая громкая и колоритная, как на улицах, но не менее насыщенная и интересная. Ведь музей персонифицирует для нас время и материализует память.

Каждой из эпох кино присущ сотворивший её дух времени. Поэтому создание музея кино — прежде всего попытка уместить время в пространство залов. По сути, время — как категория — для творцов музея само превращается в пространство, которое нужно заполнить предметами и яркими символами ушедшей эпохи. Берлинский музей кино — один из лучших в своём роде, потому что время гармонично живет в пространстве его залов, и зритель получает возможность пройти путь, который некогда проделал кинематограф — от самых истоков до дня сегодняшнего.

Побывать в этом музее интересно и тому, кто изучает историю кино и глубоко знает предмет, и тому, для кого кино — не более чем очередное развлечение выходного дня. Одно из главных достоинств Берлинского музея кино — то, что его экспозиция способна влюбить в кинематограф и тех, кому ранее этот мир фабрики грёз и её многочисленных филиалов был в общем-то безразличен.

Возможно, нет другого такого места в Европе, где история и современность смотрели бы друг на друга столь пристально и отражались бы друг в друге так выразительно, как на Потсдамской площади в Берлине. Отражались — во всех смыслах слова. Стекло, металл, динамика и мощь конструкции знаменитого Сони Центра и всех зданий, составляющих единый с ним архитектурный ансамбль, производят сильное впечатление, и даже не верится, что ещё совсем недавно здесь был пустырь, а неподалёку стояла Берлинская стена. Сегодня Потсдамская площадь — гимн строгому архитектурному изяществу нового восточного Берлина, рождённому из изобретательного, рационального и очень современного решения пространства.

Именно здесь, в здании Filmhaus, нашлось место для нескольких киноучреждений — в том числе для новых помещений Немецкой кинематеки и Музея кино. Постоянная экспозиция открылась в 2000 году. Архитектор Ханс Дитер Шааль, трудившийся над решением музейного кинопространства, говорит: «Я люблю фрагментарное воспроизведение реальности, мне нравится передавать напряжённую атмосферу реконструированной действительности». В музее кино всё это ему удалось в полной мере.

В начале своего пути зритель попадает в зал с зеркалами — необычную галерею, где «живут» звёзды старого немецкого кино. «Живут», потому что существуют в многочисленных экранах и их отражениях, словно не замечая посетителя музея, смотрящего на них. Ты вглядываешься в их лица, пытаясь вспомнить, из какого фильма перед тобою эпизод, а они улыбаются (не тебе — друг другу), целуются, смеются, нашёптывают что-то; и тебе начинает казаться, что ты погружаешься в некий магический мир, где таинственно шуршит киноплёнка, и самый яркий свет — тот, что льётся на экран из рубки киномеханика.

Впереди — прогулка по вековой истории немецкого кино, а учитывая тот факт, что Германия всегда была богата талантами и многими замечательными кинематографистами обогатила киноиндустрии других стран так же щедро, как и свою собственную, то перед нами — путешествие по истории мирового кино. Постоянная экспозиция состоит из залов, а точнее было бы сказать — из пространств, где последовательно, наглядно и выразительно представлена жизнь немецкого кино. Первые киноаппараты, первые фильмы, пионеры отечественной кинопромышленности. И экспозиция эта в высшей степени интерактивна: посетитель может, нажав кнопку, увидеть, как заработает один из первых киноаппаратов. Ещё одно прикосновение — и движется плёнка, а ты вглядываешься в диковинные кадрики. Посетитель словно оживляет экспозицию, чувствуя свою сопричастность далёкой эпохе первооткрывателей нового искусства. Здесь мелькают лица первых кинодив и далёким отголоском прокатывается эхо Первой мировой войны.

Уже в первых залах можно ощутить богатство музейной коллекции и неисчерпаемость архивов Немецкой кинематеки. Письма, фотографии, подлинные костюмы и редкая кинотехника — постоянные спутники гостя музея, который, тем временем, попадает в «Кабинет доктора Калигари». Эта часть экспозиции, посвящённая знаменитому фильму Роберта Вине, одна из самых впечатляющих, потому что Хансу Дитеру Шаалю удалось передать сам дух немецкого экспрессионизма. Кадры из фильма, изломанные линии стены, в которую встроен экран, синеватая подсветка, ужасающее монотонное шипение — всё это мгновенно погружает зрителя в атмосферу фильма, и именно в такую, какой её хотели видеть его создатели.

Дальше посетителя ждёт встреча со всеми теми, кто прославил немецкое кино периода Веймарской республики: Ланг, Мурнау, Пабст, Любич… Здесь чувствуешь величие «Нибелунгов» — и ощущаешь тоску маленького человека, разглядывая мундир героя Эмиля Яннингса из «Последнего человека». Отдельный зал посвящён «Метрополису» Фрица Ланга. С помощью зеркал и множества экранов точно и мощно передан фантастический мир города будущего. Практически в каждом зале можно увидеть отрывки из самых знаменитых фильмов эпохи, например, послушать, как поёт Дитрих в «Голубом ангеле» или посмотреть ее кинопробы на роль Лолы.

Жизни Марлен Дитрих уделено немало внимания: в экспозиции представлены её платья, знаменитые чемоданы, куклы, с которыми она никогда не расставалась, кадры частной жизни актрисы, снятые ею самой или её друзьями, личные записки и деловые письма, фотографии. Например, Жан Габен на этих фотографиях вовсе не похож на своего сдержанного, молчаливого героя из поздних фильмов. Он весел, игрив и беззаботен. Не забыт и факт эмиграции Марлен в США; немало интересной информации получает посетитель и о других немецких и австрийских кинематографистах, эмигрировавших из страны после того, как к власти пришёл Гитлер. И вновь вы можете, нажав кнопку, собственноручно «заставить» Билли Уайлдера прокомментировать его отъезд в США.

Всюду экраны на стенах и в ящиках, которые можно «оживить», выдвинув ларец кинопандоры лёгким прикосновением… И ведь одним только выводом на экран знаменитых цитат или изображений интерактив не ограничивается. У отдельного экранчика каждый может почувствовать себя оператором и мастером по свету, самостоятельно выставив свет на съёмочной площадке.

В отдельном зале, посвящённом «Олимпии» Лени Рифеншталь, есть макет знаменитого стадиона: поочерёдно нажимая на кнопки, можно увидеть, где устанавливали камеру при съёмках различных видов олимпийских соревнований. Это так увлекательно, что стадиону с загорающимися в разных местах лампочками можно посвятить целый час и в очередной раз поразиться изощрённости ума Рифеншталь и её режиссёрскому дару. Прощаясь с фильмами военного времени, можно посмотреть эпизод с исполнением «Марсельезы» в «Касабланке» — и едва ли найдётся хоть один человек, кто не испытал бы в этот момент желания присоединиться к французскогому Сопротивлению.

Но война никогда не длится вечно. Воодушевлённый увиденным и услышанным зритель отправляется в залы, посвященные послевоенному кино. Здесь его ждёт встреча с Роми Шнайдер и Ханной Шигулой (стоит зрителю пожелать — и с экрана зазвучит её версия знаменитой военной песни «Лили Марлен» из одноимённого фильма Фассбиндера). А неподалёку уже дожидается встречи со своей публикой новая красноволосая Лола немецкого кино — Франка Потенте, бегущая под чутким руководством Тома Тыквера.

Думаете, фильмом «Беги, Лола, беги» всё заканчивается? Конечно, нет! Есть ещё зал, посвящённый фантастике и спецэффектам, где, конечно, звучит знаменитая фраза «Хьюстон, у нас проблемы!», тонет «Титаник», плетёт свои сети Человек-паук. Ещё есть большая экспозиция телевизионной части музея, ведь полное его название «Берлинский музей кино и телевидения»: тут перед любознательными посетителями пройдёт богатая история немецкого телеэкрана и, конечно, каждый сможет посмотреть заинтересовавшие его отрывки программ и телетрансляций.

Экспонаты музейной коллекции оживают и преображаются, благодаря изобретательной и экспрессивной подаче информации. Уникальные динамичные объекты, подчеркнуто игровое пространство, продуманная режиссура света и тени и, в конце концов, зритель, наслаждающийся всеми возможностями интерактивности — во всём учтена сама природа кино — искусства движущегося, легкого, светоносного.

В залах музея проводятся и тематические выставки. Например, в 2010 проходила выставка «Роми Шнайдер. Вена-Берлин-Париж». В уходящем году зрителей встречала также экспозиция, посвящённая «Метрополису» Фрица Ланга. А с 4 июня 2010 по 30 января 2011 вниманию посетителей представлена экспозиция «В джунглях. Выставка для детей», приглашающая в таинственный, дикий, полный приключений мир экранных джунглей.

В Германии и самом Берлине можно отыскать великое множество кинематографических адресов, и «Параллельный монтаж» ещё не раз отправится в путешествие на их поиски. А Вы, когда будете в столице Германии, обязательно сходите в Берлинский музей кино. Ведь именно благодаря ему в берлинской «симфонии большого города» звучат новые, завораживающе красивые аккорды, а история мирового кино оживает, чтобы заинтересовать, увлечь и удивить нас, простых кинозрителей.

До встречи на Потсдамер-штрассе.


Статьи